Конспект открытого урока русского языка в 4 классе « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь»

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Дата проведения: 21.11.14г.

Учитель: Мулярчик Е.Н.

Тема урока: « Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс чь».

Цели урока: показать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс –чь; учить работать с обратным словарем; сравнивать спряжение глаголов «жечь» и «печь» ; учить находить чередование согласных в корне слова; развивать навыки грамотного письма; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Актуализация темы урока.

Ни минуты не теряем, сразу к делу приступаем,

На сегодняшний урок мы билеты покупаем.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пляшет иль поет,

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам ….( глагол)

Вспомните все, что вы знаете о глаголе. Кто вспомнил, отвечает и садится.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы, что делать, что сделать, обозначает действие, в предложении является сказуемым.

Глаголы изменяются по временам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам, в прошедшем времени по родам.

Глаголы бывают в повелительном наклонении.

Глаголы относятся к одному из спряжений.

Есть глаголы исключения.

Не с глаголами пишется отдельно

У глаголов есть тайны, которые мы открываем ежедневно.

-О какой части речи мы с вами будем говорить?

Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них.

Нет, стоп! Проверьте- ка сначала

Как положили вы мне их?

Пряма ли спинка?

Чтоб ручка свой конец направила в плечо

Поставьте ноги все на место!

Готовы? Пишем хорошо!

Двадцать первое ноября.

Классная работа.

- В написании каких слов можно ошибиться.

  1. Словарная работа.

  1. Работа со словарём «Пиши правильно»

Откройте словари. Раз уж сегодня мы заговорили о глаголе, подумайте от каких слов можно образовать глаголы, запишите их в начальной форме с комментированием ударения и букв которые нужно запомнить.

Беседовать, богатеть, гореть, желать, путешествовать, салютовать, цитировать.

-С помощью чего вы образовали эти глаголы? Выделите.

2. Работа в группах.

В каком слове 6б и 5 зв.? (гореть)

- Из начальной формы глагола гореть, образуйте другие формы глаголы и разберите их по составу.

1гр. Форму прошедшего времени.(горел)

2гр. Повелительное наклонение мн.ч.(горите)

3гр. Форму 2 лица ед.ч.(горишь)

4гр. Форму 2 лица мн.ч.(горите)

Какие формы похожи и их следует различать? (2 лицо мн.ч. и повелит. форма мн.ч.)

Что вы можете сказать про основы глаголов от которых образовались данные формы.

(усеченные и неусеченые)

  1. Проблемная ситуация. Определение темы урока, целеполагание.

  1. Собери родственников про слово «берегу». Выделите корень.

Берегу, бережливый, бережный, беречь, бережно, приберегу.

- Что в нашей жизни мы должны беречь?

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

  1. Целеполагание.

-Найдите глагол в начальной форме. Чем он отличается от других глаголов с которыми мы работали на прошлых уроках? (Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы).

-У каждого глагола есть своя тайна и каждый урок мы эти тайны раскрываем.

А что нужно сделать с глаголом, чтобы раскрыть его особенности? (ответы детей: проспрягать, образовать повелительную форму, прошедшее время, понаблюдать)

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

(понаблюдать, раскрыть тайну глаголов, оканчивающихся на чь?)

Что нам может в этом помочь? (учебник, сосед, учитель и.т.п.)

Обучающая физкультминутка.

А как вы думаете, много ли глаголов, имеющих на конце чь?

Найдите в классе глаголы в начальной форме и соберитесь группами, у кого глагол оканчивается на чь, ти, ть.

писать, держать, судить, рисовать, окружать, читать, слышать, нести, везти, грести, плести, цвести, трясти, стричь, толочь, запечь, развлечь, вытечь, аллея, вокзал, ракета, троллейбус, огород, пшеница, топор, шоссе, праздник, футбол, четверг, погода, жёлтый, чёрный, хвастливый

Прочитайте глаголы по цепочке. С какой группой глаголов будем работать?

IV. Работа над новым материалом.

  1. Наблюдение над глаголом. В группах у конторок проспрягать этот глагол.

(1 пара на маркерной доске)

Я берегу

Мы бережём

Ты бережёшь

Вы бережёте

Он бережёт

Они берегут

- У кого возникли трудности при спряжении глаголов?

- В каких формах есть звук [г]?

- В каких формах есть звук [ж]?

Что же необычного происходит с глаголами, оканчивающимися на чь? (чередование звуков) 1 л.ед. ч и 3л мн. Звук г, в остальных формах ж. Чь входит в состав корня и не является суффиксом.

Физкультминутка.

Учитель называет глаголы. Если глагол имеет на конце ть- показываем парные согласные, если ти- гласные, если чь - шипящие.

дружить, беречь, полоть, нести, стеречь, собирать, красить, жечь, запрячь, везти.

А как вы думаете, все ли глаголы, оканчивающиеся на чь, имеют такую особенность? Проверим.

  1. Первичное закрепление. Работа в парах.

  1. Работа с учебником с.115-116 №89. Коллективное чтение задания и анализ задания. 2 пары у доски спрягают глаголы, родственные глаголу жечь.

-Как вы ответите на поставленный вопрос «Все ли глаголы, оканчивающиеся на чь, имеют такую особенность?» (да)

  1. Прочитайте рассуждения героев учебника, как они отвечают на данный вопрос с.117.

  1. Самостоятельная работа по выбору.

Выполните задания по порядку с самого простого до сложного.

  1. Выпишите глаголы столбиком, поставьте в начальную форму.

Мы разожжём печь, а вы напечёте пирогов.

  1. Исправь ошибки.

Ты зажгжёшь свичу, а она прилягет на диван. Они разожжут костер и постережут каней.

  1. Составь предложения со словами.

Бережёшь, зажжём, подстрижёте.

Проверка.

V. Итог работы.

- Удалось ли ответить на вопрос и узнать тайну глаголов?

Что вы узнали?

Домашнее заданиеУ.с.11 №88

Рефлексия. Светофор.




ед.ч

мн.ч

1 лицо

Я

Мы

2 лицо

Ты

Вы

3 лицо

Он

Они



ед.ч

мн.ч

1 лицо

Я

Мы

2 лицо

Ты

Вы

3 лицо

Он

Они



ед.ч

мн.ч

1 лицо

Я

Мы

2 лицо

Ты

Вы

3 лицо

Он

Они



1гр. Форму прошедшего времени.

2гр. Повелительное наклонение мн.ч.

3гр. Форму 2 лица ед.ч.

4гр. Форму 2 лица мн.ч.


  1. Просклоняй существительные: страна, горка, пальто, окно, печь


Именительный

Кто? Что?

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Кем? Чем?

Предложный

О ком? О чём?

Что необычного заметил.

  1. Вставить слова в предложение в нужной форме. Спиши.

Мне купили новое (пальто). В (пальто) гулять по улице тепло. У (пальто) оторвали пуговицы. Я любуюсь новым (пальто).


играть читаешь посмотри нарисовал


писать, держать, судить, чёрный,

рисовать, нести,

окружать, везти,

читать, слышать, грести, плести, цвести, трясти, стричь, толочь, запечь, шоссе,

развлечь,

вытечь, аллея, вокзал, ракета, троллейбус, огород, топор,


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ