Конспект урока для 5 класса "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Дата: 08.12.2014г.
Урок русского языка
5 класс
Тема: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».
Цели:
- углубление знаний учащихся о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я;
- совершенствование умений фонетического анализа слова, транскрипции;
- совершенствование навыков устной и письменной речи школьников;
- развитие коммуникативной компетенции 5-классников в процессе групповой, парной работы.
Оборудование, ресурсы: мультимедийная доска, компьютер.
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
Приемы: работа с учебником, работа с текстом, индивидуальные задания на выявление соответствия понятий, наблюдение, самооценка и взаимооценка.
Ход урока.
Организационный этап: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Мотивационно-мобилизующий этап.
(Выход на тему урока, определение целей).
1. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю разгадать кроссворд. Поработайте в группе. Первая группа, справившаяся с заданием без ошибок быстрее других (критерий), получит бонусную карту, которую в конце урока обменяет на оценку. Даю время – 2 минуты:
1.
2.
3.
4.
1). Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы?
2). Как произносится седьмая буква алфавита?
3). Как называется в Средней Азии переносное конусообразной формы жилище тюрков, крытое кошмой, шкурами?
4). Запишите общую для звуков [ч’], [щ’], [й’] характеристику.
Проверяем:
1. Ф
О
Н
Е
Т
И
К
А
2. Ё
3. Ю
Р
Т
А
4. М
Я
Г
К
И
Е
- Назовите правильно буквы по вертикали. Что вам о них известно? Какова тема урока?
- Откройте рабочие тетради, запишите дату, вид работы, тему урока.
2. Нам, как обычно, необходимо поставить цель. Предлагаю из нескольких вариантов выбрать наиболее подходящие к теме урока. Аргументируйте (2 минуты).
Операционно-деятельностный этап.
1. Посмотрите на доску, подумайте, чем отличаются слова в парах:
ток – тёк
лук – люк
мал – мял
моль – мель
- Какие изменения происходят в слове с добавлением букв Е, Ё, Ю, Я?
- Какова здесь роль букв Е, Ё, Ю, Я? (смягчение согласного).
- Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? (один звук).
- Какое слово необходимо добавить, чтобы схема, данная ниже, приобрела смысл? (после согласного):
Е
- 1 звук - ?
→ [’Э]
Ё
→ [’О]
Ю
→ [’У]
Я
→ [’А]
Вывод 1: смягчение предыдущего согласного – первая роль букв Е, Ё, Ю, Я.
2. Откройте учебник на странице 133, упражнение 460 обсудите в группе, дайте правильный ответ. Первая группа, справившаяся с заданием без ошибок быстрее других (критерий), получит бонусную карту, которую в конце урока обменяет на оценку. Даю время – 2 минуты.
3. Рассмотрите на схему, впишите в тетради в строку недостающие условия. Обсудите в группе:
Е → → [Й’Э]
Ё → → [Й’О]
Ю → → [Й’У]
Я → → [Й’А]
↓ ↓ ↓
? ? ?
Вывод 2: вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я – обозначение двух звуков в определенной позиции.
4. Прочитайте на странице 132 теоретический материал. Совпадают наши выводы с теми, что в учебнике? Значит, будем ими руководствоваться.
5. Предлагаю размяться, отдохнуть, но делать это будем с пользой для тела и для ума. Делаем приседания, если в слове буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласного. Встаем прямо, во весь рост – если в слове буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: яхта, белка, белизна, якорь, слёзы, Егор, юноша, полюс, плюс, юла.
Тренировочные упражнения.
1. Прочитайте слова. Они пронумерованы. Выпишите в столбик номера. Рядом необходимо указать номер, под которым указано соответствующее количество букв и звуков:
-
Степь
Семей
Прииртышье
Конституция
Пастбище
5 букв, 5 звуков
10 букв, 10 звуков
11 букв, 12 звуков
8 букв, 7 звуков
5 букв, 4 звука
Обменяйтесь тетрадями в паре, поставьте значок + или – у каждого ответа, оцените:
«5» - 5 плюсов
«4» – 4 плюса
«3» - 3 плюса
«2» – 2 плюса
«1» - 1 плюс
2. Прочитаем текст. Ребята, как вы поняли смысл последней строки стихотворения?
Сейчас каждый работает индивидуально. Выпишите с красной строки из текста «Тюлень» 2 примера с буквами Е, Ё, Ю, Я, обозначающими 2 звука, 2 примера, обозначающими 1 звук, 1 слово, в котором эти буквы обозначают и два звука, и один (5 минут):
Тюлень ел рыбу целый день,
Объелся рыбою тюлень.
Тюленя одолела лень,
И вот тюлень лежит, как пень,
Лежит и улыбается…
А нам так жить не нравится!..
Поставьте себе оценку (слайд 17):
-
«5» -
«4» -
«3»-«2» -
«1» -
если 5 слов выписали правильно;
если 4 слова выписано верное;
если 3 слова совпали;
за 2 слова;
за 1 слово.
Ключ: 1 звук: тюлень, целый, день, одолела, лень, лежит, пень
2 звука: ел, рыбою
1 звук и 2 звука: объелся, улыбается
Встаньте, кто получил «5»? А «4»? Остальным еще надо тренироваться, не лениться.
Как вы понимаете последнюю строку стихотворения? Аргументируй свою точку зрения.
3. Следующее задание выполняете в группе:
Олень-цветок.
Подлинное украшение заповедных мест Тигровой балки – бухарский олень. Из всех подвидов благородного оленя, пожалуй, самый красивый. Не зря в Средней Азии его называют «хангул», что означает «королевский цветок». Уж больно хороши ветвистые рога оленя.
Ранним майским утром вместе с директором заповедника выезжаем на осмотр местности. Может, повезёт, и мы повстречаем бухарских оленей.
Въезжаем в зону лесов. Они тянутся вдоль рек с непроходимыми зарослями. Увидеть оленей непросто, хотя в этих лесах живет более 250 особей. Останавливаем машину. Но оленей нет, видимо, ушли в тенистые дебри леса. Мы уже было смирились с тем, что не удалось их повидать, как вдруг…
Метрах в пятидесяти от нас на дорогу вышел величественный самец оленя. Горделивая осанка, крепкие стройные ноги, великолепные развесистые рога – все подчеркивало в нем благородное животное. Светлое ожерелье из шерсти свободно окаймляло грудь красавца. Чуткие небольшие уши замерли, черный нос чуть шевелился. Вдруг черные блестящие глаза-бусины внимательно посмотрели в нашу сторону.
Несколько секунд олень смотрел на нас, и скрылся в зарослях, а мы унесли с собой память о прекрасной встрече.
(По Н. Дроздову и А. Макееву «В мире животных»).
- Читаете текст «Олень-цветок».
- Определяете его тему.
- Формулируете идею.
- Делаете фонетический разбор ключевого слова «олень». Один работает у доски.
- Работаете над своей частью текста: 1 группа – 1 абзац, 2 группа – 2 абзац и так далее:
- определяете тип речи аргументировано;
- выписываете из своей части текста примеры слов:
- 1 слово, в котором количество звуков и букв не совпадает;
- 1 слово с Е, Ё, Ю, Я, обозначающими один звук;
- 1 слово с Е, Ё, Ю, Я, обозначающими два звука.
Каждая группа получает бонусную карту за правильный ответ.
Рефлексия.
Тест «Верно ли утверждение?» Задание: ответьте на вопросы только «да» или «нет».
А) В слове «сиять» количество звуков и букв не совпадает.
Б) В слове «перепелка» каждая буква обозначает один звук.
В) В слове «звёзды» есть звук [й’о].
Г) В слове «приём» звуков больше, чем букв.
Д) Транскрипция верна: [гл`уха ш`эпч’ит т’`омный л`эс].
Е) В слове «уносят» два слога.
Подсчитайте количество правильных и неправильных ответов.
Ключ:
Да.
Да.
Нет.
Да.
Нет.
Нет.
Возврат к целям урока.
Подводим итоги работы: подсчитайте свои баллы: максимум – 11, бонусных карты – 3.
Организационный этап:
Домашнее задание:
- выпишите из басен И.А. Крылова 5 предложений, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один или два звука, эти слова подчеркните;
- выпишите 5 слов с буквами Е, Ё, Ю, Я; выполните фонетический разбор одного слова;
- составьте связный текст «Готовимся к Новому году» из 5 предложений со словами на изученную тему.
Оцените свое впечатление от урока: Оцените свое впечатление от урока: если считаете, что многое вам удалось, прикрепите на дерево знаний розово-красные яблочки-стикеры; если не очень удовлетворены уроком, - желто-зеленые, плодам еще следует зреть. Всех благодарю за работу. До свидания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ