Конспект урока для 4 класса "Глаголы – исключения"

Акбулакская СОШ№2















Конспект урока русского языка

в 4 «а» классе ОС «Гармония»

Тема: «Глаголы – исключения»

Учитель: Игизбаева Ж.К.


















2011г



Урок русского языка в 4классе УМК «Гармония»

Тема: Глаголы – исключения.

Цели: дать понятие о глаголах, не подчиняющихся принятому правилу,

ввеститермин «глаголы - исключения»;

развитие умения распознавать данные глаголы в тексте и

правильно писать безударные личные окончания;

уточнение знаний об особенностях глаголов I и II спряжений;

развивать орфографическую зоркость, устную речь учащихся

путем диалога;

развивать познавательные и творческие способности, умение

работать в паре и индивидуально;

воспитывать коммуникативные качества, порядочность и

формировать правильное понятие о дружбе, внимание и

соблюдения правил письма;



Оборудование: презентация к уроку, раздаточные карточки с глаголами-исключениями, опорные схемы

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

- Кто о себе так заявляет? (слайд 2)

Что без меня предметы?

Лишь названия. А я приду –

Всё в действие придёт – летит ракета,

Люди строят здания, цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

III.Работа по теме

1.Вооспроизведение знаний о правописании личных

окончаний глаголов по опорной схеме. (Слайд3)

Глаголы



? времени ? времени

спрягаются

изменяются по ?



IIспр. I спр.

на ? не на ?

имеют окончания

-у - ю - у – ю

- ?т -?м -?т -?м

-?шь -?те - ?шь - ?те

-?т -?т -?т -?Т




2.Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов.

-Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме и образуйте глаголы 2 и 3 лица ед. числа. ( Учащиеся читают, приготовленные дома, фразеологизмы, а другие уч-ся заменяют их глаголами синонимами)

Ломать голову - (думать)

Повесить голову - (грустить, унывать)

зарубить на носу - ...(запомнить)

уносить ноги - (убегать)

клевать носом - (дремать, засыпать)

класть зубы на полку - ... (голодать)

водить за нос - … (обманывать)

точить лясы - … (болтать)

задирать нос - …(важничать, хвастаться)

I II

Думать – думаешь, думает,грустить – грустишь,грустит…

IV.Работы над новым учебным материалом

1 .Постановка проблемной ситуации

Работа в паре

-Прочитайте отрывок из сказки А.С.Пушкина. Найдите в нём глаголы, выпишите в столбик, поставьте их в неопределённую форму и запишите в другой столбик. Определите спряжение. (слайд4)

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо,

Смотритвидит, дело лихо…

(Запись в тетрадях: подходит – подходить (II)(слайд5)

слышит – слышать (?)

смотрит – смотреть (?)

видит – видеть (?))

- Сколько нарушений вы заметили?

- Что вы можете сказать об этих глаголах? (не подчиняются правилам)

-Как можно назвать такие глаголы?

2.Работа с сообщением в учебнике с.35

- Постарайтесь запомнить, как правильно писать эти глаголы. Обратите внимание на глаголы: обидеть, ненавидеть. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы действия, обозначающие эти глаголы никогда не были-бы направлены в вашу сторону. (слайд6)

Раздаточные карточки с рифмовкой



ГЛАГОЛЫ - ИСКЛЮЧЕНИЯ



Смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, держать, дышать, вертеть

и зависеть, и терпеть.



3. Упражнение в правописании глаголов - исключений

Учебник с.35 упр. №420 работа в ТПО с.37 по таблице

Таблица на доске

Глагол (с )

Неопр.ф.

На – ить?

Искл.?

Спр.

Оконч.

Смотр. м

смотреть

--

+

II

- им

Смотр. т

смотреть

--

+

II

-ят

Слыш. м

слышать

--

+

II

-им

Слыш. т

слышать

--

+

II

-ат



4.Работа с пословицами

- Приведите примеры пословиц с глаголами

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Тише едешь, дальше будешь.

Жизнь прожить, не поле перейти.

Дружба завис. т не от лести, а от правды и чести.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Выделите основу предложения. Выполните анализ глагола зависит

как часть речи.

Анализ выполняется уч-ся сам-но, один ученик у доски.



V.Физминутка

Игра «Поймай глагол - исключение»

Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать.

VI.Закрепление учебного материала.

Самостоятельная работаТПО №423 с.4

VII.Итог урока.Рефлексия.

Кто много видит и слышит, тот много знает.

Прочитайте пословицу. Что вы заметили?

Итак, что мы видели? Слышали? Знаем?

VIII. Дом.задание.

1.Выучить глаголы – исключения.

2. ТПО с.34 упр.№419





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ