Конспект урока для 6 класса "Глаголы переходные и непереходные"
Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе "Глаголы переходные и непереходные»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: научить распознавать переходные и непереходные глаголы, обосновывать выбор употребления переходных и непереходных глаголов, воспроизводить правило, владеть практическими навыками определения переходности и непереходности глаголов.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
№
п/п
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Настрой на учебную деятельность
Сегодня мы будем работать под девизом (написан на слайде 2): Знаешь – говори, не знаешь – слушай.
Дети читают девиз урока и определят тип урока – урок открытия новых знаний.
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
2
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
1. Ученикам предлагается выписать глаголы, вставив пропущенные гласные в окончаниях, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.
Тропинка продолжа..т..ся –
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся –
В родник большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк.
2. Что общего в этих глаголах?
3. Назовите все грамматические признаки глагола.
4. Все ли грамматические признаки мы назвали?
– Вы можете его назвать? Почему?
Выписывают глаголы. Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. (теряется – окончание -ет, так как I спряжение, ь нет, тропинка что делает?)
Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол . В таблицу вносятся все признаки. Слайд
4.
Нет.
Проговаривают
Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола.
Других признаков глагола не изучали.
познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний
3
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Уметь узнавать и отличать переходные глаголы от непереходных.
Мотивация к формулированию темы и цели урока:
Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?
Запишите, пожалуйста, тему урока.
Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала?
– Наметим план наших действий:
1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.
2) Устраним затруднение.
3) Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.
4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.
– Что нам поможет?
Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.
Учебник, учитель.
постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;
познавательные: применение методов информационного поиска
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)
4
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физминутка.
Открытие новых знаний:
– работа с информацией в учебнике
Ребята, возьмите маршрутный лист (Приложение 2) на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?
Не забывайте, что в конце урока вы оцените свою работу в листах самооценки. Оценивать работу групп сегодня буду я.
Предлагаю выполнить задание № 1 из маршрутного листа:
– Прочитать информацию в учебнике о переходных и непереходных глаголах – с.109
-Какой новый признак “открыли”? Вставить в таблицу “переходность”.
- Какие признаки переходности глаголов узнали?
Ученикам предлагается составить алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов. После группового обсуждения каждая группа предлагает свой алгоритм.
Обобщение. Слайд № 5 (алгоритм)
Работа по алгоритму со словосочетаниями у доски (представитель от каждой группы 1)
Выполняют задание №1
(индивидуальная работа)
Читают текст на стр. 109,перерабатывают информацию.
Определяют переходный глагол или нет.
(групповая работа)
Составляют алгоритм.
регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;
познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи
регулятивные: оценка результатов работы.
коммуникативные: управление поведением партнера
5
Закрепление изученного материала.
Организация деятельности для отработки навыков
Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.
Задание № 2
с.110, упр.528.
Распределите глаголы в два столбика: перех. И неперех., пользуясь алгоритмом.
(от группы представитель зачитывает глаголы, остальные ставят в тетрадях + или – соответственно)
Оцените свою работу на этом этапе.
Определяют переходность и непереходность глаголов с проговариванием алгоритмов (по 1 человеку).
познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
логические: выведение следствий,
коммуникативные:
владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли.
6
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка
Закончите предложение.
1 Сегодня мы узнали о …
2. Теперь я могу…
3. Я научился…
4. Мне было трудно…
5. Своей работой я …
Оцените свою работу, поставьте оценку на листах, посовещавшись с группой.
Оцените работу своей группы.
Даю свою оценку работе групп.
Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.
личностные: самоопределение,
регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;
коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.
7
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Закрепить полученные знания.
Развить творческие способности.
Выполнить:
1. стр. 111 упр.529
2. Найти новое о переходности глагола на стр.111-дописать алгоритм, выучить.
3. Лингвистическая сказка « Два глагола».
Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово – что дать напиться…
СПАСИБО всем, кто сегодня своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!
Самостоятельная домашняя работа.
коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;
логические: анализ истинности утверждений,
регулятивные: самооценка результатов работы
Приложение №2
Маршрутный лист.
Задание № 1
- стр. 109-110
прочитать информацию в учебнике о переходных и непереходных глаголах.
Приведите примеры из стих-я «Мастер».
Задание № 2
с.110, упр.528.
-Выпишите глаголы в два столбика: переходные и непереходные.
Самопроверка
по образцу.
Домашнее задание:
1. стр. 111 упр.529
2.Найти новое о переходности на стр.111.Алгоритм.
3. Лингвистическая сказка «Два глагола».
Приложение №2
Маршрутный лист.
Задание № 1
- стр. 109-110
прочитать информацию в учебнике о переходных и непереходных глаголах.
Приведите примеры из стих-я «Мастер».
Задание № 2
с.110, упр.528.
-Выпишите глаголы в два столбика: переходные и непереходные.
Самопроверка
по образцу.
Домашнее задание:
1. стр. 111 упр.529
2.Найти новое о переходности на стр.111.Алгоритм.
3. Лингвистическая сказка «Два глагола».
Приложение №2
Маршрутный лист.
Задание № 1
- стр. 109-110
прочитать информацию в учебнике о переходных и непереходных глаголах.
Приведите примеры из стих-я «Мастер».
Задание № 2
с.110, упр.528.
-Выпишите глаголы в два столбика: переходные и непереходные.
Самопроверка
по образцу.
Домашнее задание:
1. стр. 111 упр.529
2.Найти новое о переходности на стр.111.Алгоритм.
3. Лингвистическая сказка «Два глагола».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ