Конспект урока для 6 класса "Глаголы переходные и непереходные"

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе "Глаголы переходные и непереходные»

Тип урока:   открытие  новых знаний.

Цели: научить распознавать переходные и непереходные глаголы, обосновывать выбор употребления переходных и непереходных глаголов, воспроизводить правило, владеть практическими навыками определения переходности и непереходности глаголов.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.



 №
п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 Презентация


Настрой   на учебную деятельность


Сегодня мы будем работать под девизом (написан на слайде 2): Знаешь – говори, не знаешь – слушай.


 Дети читают девиз урока и определят тип урока – урок открытия новых знаний.


личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция




2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.


Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания


1. Ученикам предлагается выписать глаголы, вставив пропущенные гласные в окончаниях, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.

Тропинка продолжа..т..ся –
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся –
В родник большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк.

2. Что общего в этих глаголах?

3. Назовите все грамматические признаки глагола.



4. Все ли грамматические признаки мы назвали?









– Вы можете его назвать? Почему?

Выписывают глаголы. Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. (теряется – окончание -ет, так как I спряжение, ь нет, тропинка что делает?)







Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол . В таблицу вносятся все признаки. Слайд

4.

Нет.

Проговаривают

Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола.

Других признаков глагола не изучали.

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний






3

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Уметь узнавать и отличать переходные глаголы от непереходных.

Мотивация к формулированию темы и цели урока:
Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.  
Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?
Запишите, пожалуйста,  тему урока.
Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.  Давайте, посмотрим, как я их  сформулировала?
– Наметим план наших действий:

1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.

2) Устраним затруднение.

3) Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.

4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.

Что нам поможет?








Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.



































Учебник, учитель.

постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)




4

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.





































Физминутка.

Открытие новых знаний:
– работа с информацией в учебнике


Ребята, возьмите маршрутный лист (Приложение 2)  на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?
Не забывайте, что в конце урока вы оцените свою работу  в листах самооценки. Оценивать работу групп сегодня буду я.
Предлагаю
выполнить задание № 1  из маршрутного листа:
–  
Прочитать информацию в учебнике о  переходных и непереходных глаголах –    с.109


-Какой новый признак “открыли”? Вставить в таблицу “переходность”.

- Какие признаки переходности глаголов узнали?

Ученикам предлагается составить алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов. После группового обсуждения каждая группа предлагает свой алгоритм.

Обобщение. Слайд № 5 (алгоритм)

Работа по алгоритму со словосочетаниями у доски (представитель от каждой группы 1)




Выполняют задание №1
(индивидуальная работа)  
Читают текст на стр. 109,перерабатывают информацию.

 

 

 

 









Определяют переходный глагол или нет. 
(групповая работа)



Составляют алгоритм.












регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные: оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера


5

Закрепление изученного материала.


Организация деятельности  для отработки навыков 

Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.  
Задание № 2
с.110, упр.528.
Распределите глаголы в два столбика: перех. И неперех., пользуясь алгоритмом.
(от группы представитель зачитывает глаголы, остальные ставят в тетрадях + или – соответственно)

Оцените свою работу на этом этапе.

Определяют переходность и непереходность глаголов с проговариванием алгоритмов (по 1 человеку).

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,



логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли.








6

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)


Обобщение  ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка


Закончите предложение.

1 Сегодня мы узнали о …

2. Теперь я могу…

3. Я научился…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой я …



Оцените свою работу, поставьте оценку на листах, посовещавшись с группой. 
Оцените работу своей группы.
Даю  свою оценку работе групп.


Отвечают на вопросы. 
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

личностные: самоопределение,

регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.





7

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Закрепить полученные знания.
Развить творческие способности
.

Выполнить:
1. стр. 111 упр.529 

2. Найти новое о переходности глагола на стр.111-дописать алгоритм, выучить.
3. Лингвистическая сказка « Два глагола».
Ну что ж, ребята,   закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:
На доброе слово не надо скупиться, 
Сказать это слово – что дать напиться… 
СПАСИБО всем, кто сегодня   своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Самостоятельная домашняя работа.

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: самооценка результатов работы
















Приложение №2

Маршрутный лист.

Задание № 1

- стр. 109-110

прочитать информацию в учебнике о переходных и непереходных глаголах.

Приведите примеры из стих-я «Мастер».


Задание № 2

с.110, упр.528.

-Выпишите глаголы в два столбика: переходные и непереходные.

Самопроверка

по образцу.

Домашнее задание:

1. стр. 111 упр.529 

2.Найти новое о переходности на стр.111.Алгоритм.
3. Лингвистическая сказка «Два глагола».







Приложение №2

Маршрутный лист.

Задание № 1

- стр. 109-110

прочитать информацию в учебнике о переходных и непереходных глаголах.

Приведите примеры из стих-я «Мастер».


Задание № 2

с.110, упр.528.

-Выпишите глаголы в два столбика: переходные и непереходные.

Самопроверка

по образцу.

Домашнее задание:

1. стр. 111 упр.529 

2.Найти новое о переходности на стр.111.Алгоритм.
3. Лингвистическая сказка «Два глагола».









Приложение №2

Маршрутный лист.

Задание № 1

- стр. 109-110

прочитать информацию в учебнике о переходных и непереходных глаголах.

Приведите примеры из стих-я «Мастер».


Задание № 2

с.110, упр.528.

-Выпишите глаголы в два столбика: переходные и непереходные.

Самопроверка

по образцу.

Домашнее задание:

1. стр. 111 упр.529 

2.Найти новое о переходности на стр.111.Алгоритм.
3. Лингвистическая сказка «Два глагола».







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ