Конспект урока для 11 класса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Новошарапская средняя общеобразовательная школа
Утверждено
Директор школы О.А.Кротова
Заместитель директора по УВР
Тематическое планирование по элективному курсу
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
в 10,11 классах на 2012-2013 учебный год
Составитель: Можаева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Тематическое планирование элективного предмета «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» на 2011-2012 учебный год. ( учитель Можаева Т.Г.)
Пояснительная записка
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку единого государственного экзамена, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 10-11 классов. Прежде всего предмет направлен на подготовку обучающихся к выполнению части С, так как, оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позволил увидеть недостаточный уровень готовности учащихся к выполнению части С, обозначить проблемные точки, над которыми мне предстоит специальная работа в ближайшем будущем.
Моя задача сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Таким образом, новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию систематичной работы над пониманием нехудожественного текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания, а также на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы ( орфография, пунктуация, культура речи, лексика, морфемика и т.д.).
Цель - подготовить старшеклассников к успешному выполнению ЕГЭ.
В задачи данного курса входит обучение:
1. способам понимания текста;
2. способам выражения понимания авторской позиции;
3. способам выражения собственной позиции;
4. созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д. , а также
5.развитие рефлексивных способностей на основе способов различения авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной;
6.обобщение и систематизация ЗУН по разделам лингвистики.
Формы работы: коллективная , групповая, индивидуальная.
Принцип построения планирования – модульный.
Учебно-тематический план
10 класс (70 часов)
№
Тема
часов
Форма контроля
Модуль 1. Часть С.
1.
О структуре ЕГЭ по русскому языку.
1
2.
Модель части С. Анализ критериев части С. Способы формулировки вступления. Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции.
5
Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию разными способами.
3.
Способы выявления проблемы текста. Оформление комментария.
5
4.
Способы выявления авторской позиции в тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты. Собственная аргументация.
4
Модуль 2. On – lain тестирование.
5.
ЦОР как средство подготовки к ЕГЭ. On – lain тестирование.
3
Модуль 3. Культура речи.
6.
Проблемы культуры речи на современном этапе. Культура речи и языковая норма.
5
Презентация обучающихся.
Модуль 1. Часть С.
7.
Как правильно понять исходный текст.
5
Письменная работа – анализ фактуальной, концептуальной, подтекстовой информации текста.
8.
Тренинг по формулировке основной проблемы текста.
4
Письменная работа - формулировка основной проблемы текста.
9.
Тренинг по написанию комментария основной проблемы текста.
3
Письменная работа - комментарий основной проблемы текста.
10.
Тренинг по формулировке позиции автора.
3
Письменная работа - формулировка позиции автора.
11.
Типы аргументации в изложении собственной позиции.
4
Письменная работа - аргументация собственной позиции.
12.
Тренинг. Рецензирование сочинений.
3
Контрольное сочинение.
Модуль 2. On – lain тестирование.
13.
Тренинг по орфографии.
3
Накопительная по итогам тестирования.
14.
Тренинг по пунктуации.
3
Накопительная по итогам тестирования.
15.
Контрольный диктант и анализ допущенных ошибок.
2
Модуль 4. Итоговое тестирование.
3
Итого запланировано
58 часов
Резерв
10 часов
11 класс (51 час)
Модуль 1. Часть С. 5
1.
Модель части С. Способы формулировки вступления.
1
2.
Способы выявления проблемы текста.
1
3.
Приёмы комментирования проблемы. Способы выражения авторской позиции.
1
4.
Обучение сочинению – рассуждению части С.
1
5.
Тренинг. Анализ сочинения по тексту Д.Гранина.
1
Модуль 2. Языковые нормы.
10
6.
Языковые нормы. Орфоэпические нормы.
1
7.
Морфологические нормы.
1
8.
Синтаксические нормы.
1
9.
Лексические нормы.
1
10.
Тренировочные упражнения по теме «Языковая норма».
1
11.
Проверочная работа по теме «Языковая норма».
1
12.
Презентация «Проблемы культуры речи на современном этапе».
1
Модуль 1. Часть С.
13.
Как правильно понять исходный текст.
1
14.
Фактуальная, концептуальная, подтекстовая информации текста.
1
15.
Подготовка к сочинению по тексту Д.Лихачёва «Любовь, уважение, знание».
1
Сочинение.
Модуль 3. Орфография. А 12-18.
11
16.
Правописание-нн-, -н- в разных частях речи.
2
Проверочный тест.
17.
Правописание корней. (А13)
1
Проверочный тест.
18.
Правописание приставок. (А 14)
1
Проверочный тест.
18.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. (А15)
1
Проверочный тест.
19.
Правописание суффиксов различных частей речи. (А 16)
2
Проверочный тест.
20.
Правописание НЕ и НИ. (А 17)
2
Проверочный тест.
21.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов. (А 18)
1
Проверочный тест.
22.
Контрольное тестирование.
1
Модуль 1. Часть С.
5
23.
Тренинг по формулировке основной проблемы текста.
1
24.
Тренинг по написанию комментария основной проблемы текста.
1
25.
Тренинг по формулировке позиции автора.
1
26.
Типы аргументации в изложении собственной позиции.
1
27.
Тренинг. Рецензирование сочинений.
1
Контрольное сочинение.
Модуль 4. Пунктуация. А 19- 25.
8
28.
Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. (А 19; В 5, 6)
1
Проверочный тест.
29.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. (А 20, В5)
1
Проверочный тест.
30.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. ( А 21)
1
Проверочный тест.
31.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении ( с однородными членами). (А 22; В 5)
1
Диктант.
32.
Знаки препинания в БСП. (А 23; В 6)
1
Проверочный тест.
33.
Знаки препинания в СПП. (А 24; В 6)
1
Проверочный тест.
34.
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. (А 25; В 6)
1
Проверочный тест.
35.
Контрольный диктант.
1
Модуль 5. Речь. А 27-30.
4
36.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. (А 27)
1
37.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. (А 28)
1
38.
Функционально – смысловые типы речи. (А 29)
1
39.
Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в завм\исимости от смысловых связей между словами. (А 30)
1
Проверочный тест. (А 27- 30)
Модуль 6. Часть В.
8
40.
Основные способы словообразования ( В1)
1
41.
Части речи. ( В2)
1
42.
Типы подчинительной связи в словосочетании. (В 3)
1
43.
Предложение. (В 4)
1
44.
Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. (В 5,6)
1
45.
Средства связи предложений в тексте. (В 7)
1
46.
Речь. Языковые средства выразительности. (В 8)
1
47.
Пробное тестирование.
1
Итого запланировано
51час
Всего по программе - 119 часов, резерв – 10 часов.
После прохождения программы учащиеся должны
Знать:
- требования к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку (критерии оценивания);
- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
- специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С;
- наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.
Уметь:
- определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);
- выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
- определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);
- писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
- критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение;
- выполнять часть А, В.
Литература
1. Актуальные вопросы подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку (часть С).- Тюмень, 2004..- 76 с.
2. Власенков, Рыбченкова. Текст Стили речи.
3. Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 384 с.
4. Громыко, Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов: учебное пособие для учащихся старших классов. - М: Пушкинский институт, 2001- 288 с. - Серия: Мыследеятельностная педагогика.
5. Ефимов, А.И. Метафоризация значений слов как средство создания образной речи// Стилистика художественной речи. М: Изд-во МГУ, 1957.-С.98-129.
6. Ковалев, В.П. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. - К.: Рад. шк., 1985.-136 с.
7. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М: Просвещение, 1980. - 94 с.
8. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.- Тюмень, 2006 . - 84 с.
9. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.- Тюмень, 2007 .- Вып. 2.
10.Никитина, Е.И. Русская речь: учеб. пособ. по развитию речи (для 5-7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.
11.Львова, С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2000.
12.Сборника дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.- Тюмень, 2007.
13.Томашевский, Б.В. Тропы// Стилистика. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1983.-С. 187-239.
14. Шанский, И.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: кн. для учителя/Н.М. Шанский.- М: Просвещение, 2002.- 224 с.
15.Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. - М: Издательство «Первое сентября», 2002.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ