Конспект урока для 2 класса "Конкретные и общие значения слов"



Учитель: Швец Н.В.

Урок русского языка . 2 класс. УМК «Планета Знаний».

Тема : Конкретные и общие значения слов.

Цель: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.

Планируемые результаты:

Личностные : Применяют приобретённые навыки в практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные : научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные : научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научаться выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные: научатся применять правила правописания слов; получат возможность научиться осознавать свойства значения слов.

Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс. Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина, тетради, презентация, проектор, экран, компьютер, макет ореха, карточки для групповой работы, листы оценивания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

  1. Постановка цели, задач урока.

- Ребята, для того, чтобы узнать, какое слово нам поможет раскрыть тему урока, его задачу, вам нужно будет отгадать загадку.

И к нам в гости на урок пришла белочка, она – то и задаст эту загадку.

СЛАЙД1.



- Отгадайте , и подумайте, случайно ли белка загадала её.

СЛАЙД2.

Чок-чок-чок-чок,

Рос на ветке сундучок

Сундучок не простой

Сундучок костяной.


- Отгадали?( да, это орех)

-Верно!

- А какое умение вам помогло отгадать загадку? (Мышление).

-Оцените себя в кружочке №1, одним из цветов светофорчика. (красный, жёлтый, зелёный)

СЛАЙД3.


-Случайно ли белка выбрала вам эту загадку?

-А почему же?(Она любит орехи).

- Верно, это одно из лакомств белки, и она принесла орех к нам на урок.

(На столе макет ореха)

Слайд 4.


-Посмотрите, ребята. Взглянув на строение ореха, вы сможете определить о чём будем говорить на уроке.

-Из чего состоит орех?(Ядро, скорлупа).

-С помощью ореха можно образно представить значение любого слова, в котором скорлупа- это оболочка, а ядро – это главная часть, его значение.

- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?(о слове, его строении).

-Образно назовём понятия «оболочка» и «ядро» слова, а как же точнее звучит тема нашего урока, прочтём в учебнике на с.64.


СЛАЙД5.


ТЕМА «Конкретные и общие значения слов»

-Какое умение помогло вам определить тему и задачу урока?(сравнение, обобщение).

-Оцените себя в кружочке №2.

-А теперь проскандируйте хором первую строку загадки:


СЛАЙД6.

Чок-чок-чок-чок


-Какой шипящий звук повторяется?(Ч)

-Что вы можете рассказать об этом звуке?(согласный, непарный глухой, всегда мягкий).

-Молодцы!

-Значит какая буква нас посетила на минутке чистописания?(Буква Чч)

- Пропишите до конца строки буквы Чч.

-Подчеркните самую удачную букву.

-Устно назовите слова, начинающиеся на эту букву.

-Запишите одно слово, составьте с ним предложение. Запишите в тетради.

-Молодцы!


  1. Работа над новым материалом.

-Ребята, оказывается, слово-отгадка «орех» нам сегодня поможет на уроке усвоить новую тему. И сейчас вы в этом убедитесь.

-А вы слышали что-нибудь о молочных лесах?

-Авторы учебника предлагают вам об этом узнать, прочитав текст в упр.1 на с.64.

-Внимательно прочитайте про себя и ответьте на вопрос: существуют ли молочные леса?

(да, ядра орехов в 8 раз питательнее молока).

-А давайте сейчас, чтобы узнать о строении слова, проведём звуко-буквенный анализ слова «орех».

(К доске 1 ученик).

Орех – [арэх] о- рех

о – [а]-гласный, безударный.

Р - [р] – согласный, звонкий, мягкий.

е -[э]- гласный, ударный.

Х - [х]- согласный, глухой, твёрдый.

4 буквы, 4 звука.


-Молодцы!

-Что помогло выполнить анализ?(память, мышление).

Оцените себя в кружочке №3


-Белочка советует нам отдохнуть вместе с ней и её друзьями(интерактивная физкультминутка).

-Продолжим работу и обратим внимание на таблицу в учебник е. Что можно узнать о слове «орех» из таблицы?

(Оно имеет форму слова(оболочку) : звуковую и буквенную.

-Сколько в этом слове гласных? Согласных?

-Каким цветом обозначен гласный звук? Согласный?

- Почему зелёный? Докажите.(буква «е» смягчает предыдущую согласную «р»)

-Молодцы! Вы внимательны!

-Что ещё видим в таблице?

-Объясните значение слова «орех» (Можно говорить о плоде, а можно о кусте).

-Давайте приведём примеры, составим предложения.

СЛАЙД 7.

СЛАЙД 8.


-Прочитайте в учебнике прямое(лексическое) значение слова.(Плод некоторых растений со съедобным ядром в твёрдой оболочке).

- Прочитайте на экране слова, близкие по значению:

Орех, орешник, лещина.


СЛАЙД9.

-Такие слова близкие по смыслу называют синонимами, но мы поговорим о них завтра.

-Прочитайте общее значение слова.(что? Орех – название предмета).

- Итак, что мы рассказали с помощью таблицы об особенностях слов русского языка?

-Почему в таблице использован образ ореха?

-Какое умение помогло сделать вывод?(анализ, обобщение)

Оцените себя в кружочке №4.

-На страницу учебника выбежал помощник, чтобы сделать заметку. Прочтём её на стр.65.

-Наш могучий русский язык содержит в себе огромное количество слов, оттого он и богат. И порой возникают вопросы о конкретном(лексическом ) значении непонятных нам слов. И в этом у нас есть бесценные помощники – толковые словари. –

-И белочка принесла их из библиотеки на наш урок.

Существуют большие толковые словари, а также школьные толковые словари, которые лежат у вас на партах. В них вы найдёте лексическое значение любого слова русского языка. Также в конце ваших учебников имеется толковый словарик.

- И именно с ним вам необходимо поработать при выполнении упр.№4. Внимательно прочтите двустишие и найдите новое слово, спишите двустишие в тетрадь.

Спинку ровно я держу,

За посадкою слежу

Глазки вниз я опущу

На «отлично» напишу!


-Какое слово искали?(кузовок).

-Каково его лексическое значение? (плетёный короб из коры деревьев).

СЛАЙД 10.


-Каково его общее значение?(что? – кузовок, название предмета).

Молодцы!

-Какое умение применяли?(Умение работать со словарями)

Оцените себя в кружочке №5.

-Молодцы! Поработали на уроке хорошо, а теперь пора подвести итоги.

Взгляните на свои листы самооценки. Какой цвет преобладает на них? Закрасьте преобладающим цветом в кружочке №6. Отложите листы.

Найдите на партах кармашек №2. Каждому из вас досталась возможность определить конкретное и общее значение слова с помощью толкового словаря. Выпишите его дома в тетрадь и составьте с ним предложение.

  1. Рефлексия деятельности.

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось выяснить?

Что нам помогло?

Кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Почему?


Урок окончен.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ