Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Слово и его лексическое значение"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

(программа «Школа России).


Тема урока: Слово и его лексическое значение.


Цель урока:

Познакомить с общим представлением о лексическом значении слова.

Задачи:

  • Развивать умение пользоваться толковым словарём.

  • Формировать умения различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова

  • Учить списывать и проверять написанное.


Оборудование:

  • Карточки технологии формирования УУД.

  • Картинки с изображением яблони, яблока, берёзы, ягоды

( клубника).

  • Карточка с определением понятия лексическое значение слова.

Ход урока

Этапы:

  1. Организационный.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, правильной посадки за партой.


2.Проверка домашнего задания.

П.Т. упр17.- какие предложения записали?


3. Чистописание. (разминку пальчиков проводит один из учащихся).

П.Т. упр.20.

- Почему предложения из упр.17 и 20 можно разделить на две группы? (распространённые и нераспространённые предложения).

- Из чего состоят предложения? (из слов)


4.Работа со словами из словаря (переход к мотивации и целеполаганию).

На доске столбик слов, по мере заполнения словаря, учащиеся отвечают на вопрос: «Что можно нарисовать?» и у каждого слова вывешивается соответствующая картинка.

Разделение понятий предмет и слово, его называющее.

Вывод: Всё, что нас окружает можно назвать словом, но почему мы понимаем, что имеется ввиду?

-Это происходит благодаря тому, что у слова есть значение.


5. Сообщение темы урока ( около записи темы вывешивается карточка №1 с лупой). –предмет исследования - слово и его лексическое значение!.


6. Формулирование задач урока (карточка №2 с восклицательным знаком).

  • Узнать, что такое лексическое значение слова.

  • Научиться самостоятельно его определять.

-для чего необходимо умение определять значение слова?

(чтобы понимали тебя, а ты понимал других).


7. Решение первой задачи .

Работа с учебником стр.32, упр.46. Работа с материалом упражнения: предмет, его название, толкование. (История происхождения слова берёза, связь с толкованием).

Вывод: лексическое значение – то, что обозначает слово. Карточка вывешивается на доске, ученики читают правило в учебнике.


8.Первичное закрепление.

Определение значений других словарных слов с опорой на учебник (стр.34). Возникновение проблемной ситуации - не знаем историю происхождения слова, сами не можем сформулировать значение.


9. Решение второй задачи.

Знакомство с толковым словарём. порядком записи слов, словарной статьёй.

Работа с определением значения слов по словарю.

Вывод: чтобы узнать лексическое значение можно воспользоваться толковым словарём или историей происхождения слова!


10. Физкультминутка.

- Почему понимаем друг друга - благодаря тому, что у слов есть лексическое значение.

- Узнайте слово по его значению (учитель кидает мяч, называет лексическое значение, ученик называет слово).


11. Вторичное закрепление (включение нового знания в имеющуюся систему знаний).

Самостоятельная работа с тетрадью на печатной основе.

Упр.21 –Составить по рисунку предложение. Определить его вид по наличию второстепенных членов, подчеркнуть основу. Определить значение каждого слова.

Упр.23 – подобрать общее название к конкретным предметам (обобщающее слово-анализ значения слова ягода).


11. Подведение итогов (карточка №3 флаг).

  • Тема урока.

  • Задачи урока.

  • С какими справились?

Выполнение упражнения 25 в тетради (убедились, что понимаем, что такое лексическое значение слова и знаем, как его определить).

12. Рефлексия (карточка №4 капкан).

Оценивание своей работы, затруднения, возникающие в течение урока, способы их преодоления.

Награждение наиболее активных учащихся, или выполнивших работу без ошибок, самостоятельно и т.д.(карточка № 5 грамота).

13. Вариативное домашнее задание.

1) Учебник стр.32- выучить правило, выучить слова из словаря.

2).Печатная тетрадь упр.22 или 24 (первый и второй уровень владения материалом).

3) Печатная тетрадь упр. 26 или самостоятельно составить кроссворд слов из словаря (третий уровень владения материалом).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ