Конспект урока для 6 класса «Любовь и радость бытия»





Урок развития речи (6 класс)

«Любовь и радость бытия»

(подготовка к сочинению по картине

И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»)











Выполнила:

Елфимова Вера Юрьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №121

Канавинского района











Нижний Новгород

2014

Введение

Урок подготовки к сочинению по картине – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания и обучения школьников, это яркая форма самовыражения ребенка. Именно организация учебной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями детей, как ничто другое, способствует развитию школьника, становлению его личности. В процессе работы над сочинением и в самом сочинении фиксируется свежесть восприятия конкретным учеником явлений окружающего мира, в детском сознании формируется отношение к этому миру и, следовательно, «воспитывается» чувство красоты природы, красоты человека. Задача же учителя не столько в разработке методики написания сочинения, сколько в поисках условий организации творчества детей.



Цель: способствовать развитию образного мышления учащихся через эмоциональное восприятие произведения искусства.



















Ход урока

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Ребятам предлагается закончить отрывок из стихотворения А.Кушнера:



Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина называется … (пейзаж)

Читают стихотворение, дополняют слово, вместе с учителем вспоминают определение термина «пейзаж»



  1. Слово учителя о многообразии пейзажей с одновременной демонстрацией репродукций картин русских художников, на которых представлены разные времена года (музыкальный фон – «Времена года» П.И.Чайковского):

  • И.И.Левитан « Весна – большая вода»

  • А.А.Пластов «Летом»

  • И.С.Остроухов «Золотая осень»

  • Н.П.Крымов «Зимний вечер»

Вопрос учителя: Как вы думаете, почему художники, как прошлых лет, так и современные, часто обращаются к картинам природы?

(видят в природе гармонию, красоту, через природу выражают любовь к своей родине, состояние своей души…)





  1. Работа над темой.



Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит

Любовь и радость бытия.

И.А.Бунин.

3.1. История создания картины.

После записи темы урока и эпиграфа, учитель обращает внимание на репродукцию картины И.Э. Грабаря (на экране) и останавливается на истории создания картины.

- Картину «Февральская лазурь» И.Э.Грабарь написал в Подмосковье в 1904 году. Вот что говорит сам художник об истории ее создания:

(Раздаточный материал для учащихся)

1. «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба… Если бы хоть десятую долю этой красоты передать…»

- Художник решает писать открывшийся перед ним пейзаж непременно снизу. Для этого он вырыл в глубоком снегу траншею и поместился в ней вместе с холстом и мольбертом. Впоследствии он вспоминал:

2. «Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд, без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре»

- Внимательно прочитайте воспоминания художника (1) о работе над картиной «Февральская лазурь». Все ли выделенные слова вам знакомы? Уточните их значение по толковому словарю.

3.2. Беседа по картине.

- Как вы понимаете название картины? (лазурь – светло-синий цвет, природная светло-синяя краска…)

- Каким изобразил художник февральский день? (солнечным, морозным, ясным…)

- Какое небо вы видите на картине? (на переднем плане синее, на горизонте – нежно-голубое, лазоревое…)

- Опишите снег. Много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (снег сверкает, искрится, оттенки самые разные: сиреневый, фиолетовый в тени, голубой, розоватый на солнце)

-Что поразило художника в березе? Что можно сказать о других березах?

- Какое впечатление произвела на вас картина? Какое настроение создает картина? Какими средствами это достигается?

3.3. Работа в группах.

Подбор эпитетов к словам: «небо», «снег», «береза» («березы»)

Слова для справок: бирюзовый, лазоревый, лиловый, жемчужный, белоснежный, голубоватый, розовый, небесный, лазурный, белоснежный, молочный, лилейный, коралловый

Учащиеся составляют словосочетания (предлагают свои варианты эпитетов):

Небо – бирюзовое, лазоревое, лиловое, лазурное, сапфировое…

Снег – голубоватый, молочный, лилейный, серебристый, розовый, сверкающий, искрящийся..

Береза – жемчужная, белоствольная, белоснежная…

3.4.Составление предложений. (сочинение-миниатюра)

Морозный солнечный день. Над головой высокое лазоревое небо. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Снег ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны, искрятся в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли прозрачные облака. Воздух свеж и чист. Серебром блестят в синеве неба стволы жемчужных берез. Зимний лес покоряет зрителя своей фантастической красотой…

- Какие глаголы помогут нам выразить свое отношение к картине? (поражает, ослепляет, завораживает, удивляет, околдовывает, очаровывает, потрясает…)

  1. Итоги урока.

4.1. Рефлексия.

4.2. Вывод учителя («Февральская лазурь» - гимн России, гимн белоствольным березам и синему февральскому небу…И.Э.Грабарь в своей картине выразил, говоря словами поэта И.А.Бунина, «любовь и радость бытия» …Ощущение праздника, счастья, радости достигается тончайшей цветовой гармонией, создается неподражаемым мастерством художника).



Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке»:

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

русской природы.



4.3.Домашнее задание (написать сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ