Конспект урока для 5 класса "Местоимение"
Технологическая карта урока.
Выполнила: Галимова Эльмира Хабибулловна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Альменевская СОШ»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: «Местоимение»
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: обобщить знания о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые результаты:
Предметные:
• систематизация знаний о местоимении, как части речи;
• закрепление роли местоимений в речи, в предложении
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
• Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
• Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
• Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки , карточки для групповой работы, лист оценки.
-
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
2.Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Закрепление изученного
Словарная работа
3.Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Проблемная ситуация
4.Актуализация знаний
5.Обобщение и систематизация знаний
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Физкультминутка.
Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Домашнее задание.
Проверка готовности рабочих мест к началу урока.
-Здравствуйте, ребята, садитесь . Желаю всем хорошего настроения и успешной работы!
Сегодня на уроке вы сами будете себя оценивать
Листы оценки у вас на столах, напишите фамилии
Читаю стихотворение
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть осень прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс друг друга любит,
Чувствует и слышит.
-
В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Какой теме будет посвящен наш урок?(слайд)
--Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока
-Запишите дату и тему урока
Вспомним правописание некоторых видов орфограмм.
К сить, л сной, ктябрь, м лина, ни кий,вкус ный, чесный,хо ей, б ске.бол,параш т,под ем, руж е,из(под) куста, из(за) гор, (в) лесу, (в)лететь.
Взаимопроверка (слайд)
Оцените себя
Вспомните, что такое местоимение, составьте схему, кластер
(Работаем в парах)схема на доске
Расскажите по схеме
Будем повторять тему, по вашим составленным схемам
Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался он тоже останавливался. Когда я шел быстрее он тоже бежал быстрее. Он (не) отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию (не) пошел... Я погладил его по рыжей спинке и он остался ждать меня у дверей. (Луговской).
Вопрос: Кто же это "он"?Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? Почему вы не поняли о ком идет речь?
.Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Переходим к следующему пункту нашей схемы
-Какие разряды местоимений вы изучали в 4 классе Назовите их, почему они так называются
- Какие морфологические признаки имеет местоимения? Схема на доске
Работаем в группах ( один рассказывает)
Подготовить рассказ о морфологических признаках местоимений
1гр-про изменение по падежа, 4гр-просклонять ОН
2гр про род и число 5 гр.- определить лицо
3гр- про лицо местоимений 6 гр- падеж
А сейчас проверим, сможете ли вы определить эти признаки
Работа супр113 (слайд-проверка)
Оцените себя
Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..)Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.
Роль местоимений в предложении
Составьте предложения со словосочетаниями
Прочитал книгу, подарили мне, наш край
Подчеркните, каким членом предложения являются местоимения
- Каким членом предложения может быть местоимение?
Оцените себя
- Роль местоимений в речи (редактирование текста)
Над рекой кружит чайка.
Чайка любит лакомиться рыбой
В небо поднялись журавли.
Журавли громко курлычут.
Удачно ли построены предложения? Что можно изменить? (Вместо повторяющихся слов использовать местоимения)
Для чего же мы используем в речи местоимения?
О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
Какие цели, поставленные в начале урока нам удалось решить?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Оцените себя ,выставьте средний балл в оценочных листах
Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ
Урок окончен.
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Называют слова: каждого, из вас, нам, наш
слова являются местоимениями
- наш урок будет посвящен местоимению
- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока
Записывают в тетрадь
1.Общее грамматическое значение,
2. Личные местоимения
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая роль
4. Роль и употребление в речи.
Ответ: кленовый листок
Слово "он" не называет предмета
Местоимение не называет предмет, признак, количество, а только указывает на него.
Личные, т.к. указывают на лицо
Число, род, падеж, лицо
Составляют предложения
Записывают в тетрадь.
Местоимение в предложении может быть подлежащим, определением, дополнением, сказуемым.
Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов, средство связи предложений в тексте
Дети озвучивают целостный образ местоимения
.Домашнее задание (на выбор):– упр 114 по заданию
Или Составить текст-описание (4-5 предложений) про снегиря используя местоимения.
Личностные - настрой на позитивное начало урока
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные – планирование урока
Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.
Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.
Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.
Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе
Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации
Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.
Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.
Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.
Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.
Личностные – формирование критического мышления.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ