Конспект урока для 5 класса "Множественное число имен существительных"

Множественное число имен существительных

Цель: Закрепить знания о множественном числе имен существительных.

Задачи: 1. Отработать навыки морфемного разбора слов, этимологического анализа, синтаксического разбора.

Ход урока:

1. Актуализация.

Учащимся розданы карточки со словосочетаниями:

А) ра…мышлять о произведени…;

Б) уча…ствовать в соревновани…;

В) обход те…ритори…;

Г) думы об урожа…


Учащиеся по цепочке выполняют задания:

- Вставьте пропущенные орфограммы в словах, аргументируя свой выбор.

- Определите тип словосочетаний: глагольное или именное?

- Выполните морфемный разбор слов: раз-мышл-я-ть, у-рож-а-ĵ-э.

- Выполните разбор словосочетания № 3, составьте его схему.

- По этимологическому словарю определите этимологию слова территория. Выпишите в свой этимологический словарь.

(TERRA-от латинского «почва, земля»)


2. Синтаксический анализ. Индивидуальная работа учителя с учащимися.

- С любым словосочетанием составьте:

А) простое предложение (на оценку «4»);

Б) сложное предложение (на оценку «5»).


3. Изучение нового материала.

Учащиеся, выбегая друг за другом, записывают слова, относящиеся либо к единственному числу, либо ко множественному.



Единственн.


Число сущ-х

Множественн.


1. цветок

2. ножницы

3. книга

4. брюки

5. лист

6. очки

7. молоко

8. чернила

9. птица

10. кудри


- Ребята, а записанные вами существительные во множественном числе имеют форму единственного числа? Подумайте. (Нет)

- В русском языке есть существительные только множественного числа. Запишите некоторые из них в словарь.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЛЬКО МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА:

Очистки

Каникулы

Именины

Развалины

Сани

Ворота

Альпы

Карпаты

- Почему Альпы и Карпаты пишутся с заглавной буквы? (Это собственные имена существительные)

- Ребята, а какая форма множественного числа правильная: листы или листья? (листы - книги, тетради и т.д.; листья – крона дерева)

- У обоих ли слов есть форма единственного числа? (нет, у слова листья нет единственного числа)

- А как быть с существительными зуб и корень? Аргументируйте выбор формы множественного числа в этих словах.

(Зубы – у человека; зубья – у гра'блей. Корни – у дерева; коренья – корни корнеплодов).

- И какие формы множественного числа не имеют формы единственного числа? (коренья и зубья не имеют формы единственного числа).


4. Закрепление. Работа по карточкам. Индивидуальная работа учителя с учащимися.

На карточках записаны слова:

Солдаты солдат□

Ботинки ботинок□

Сапоги сапог□

Туфлиту'фель□

Чулки чулок□

Носкиноск-ов

- Ребята, перед вами слова во множественном числе. Запишите рядом форму Р.п. мн. числа и выделите окончания в словах. В четвертом слове поставьте ударение.

- Как запомнить написание слов чулок и носков?

Мнемоприем: (запись в словарь) Чулки длинные, а в Р.п.мн.ч. слово короткое (чулок□). Носки короткие, а в Р.п.мн.ч. слово длинное (носк-ов).

Резервное задание: устно. Упражнение 554, с. 220. По цепочке.

5. Рефлексия:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Как же различить слова чулок и носков?

- Поставьте себе оценку за работу на уроке.

- Запишите домашнее задание: параграф 100, упражнение 553. Выписать слова в орфографический словарь.

- Оценки за урок.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ