Конспект урока на тему "Обобщение знаний об именах существительных"

Тема: «Обобщение знаний об именах существительных»


Цели: Обучающие. 1.Закрепить и обобщить знания об имени существительном как части речи; (собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, изменение имён существительных по числам.);

2. Учить детей рассуждать, анализировать, развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость, пополнение словарного запаса.

Развивающие.1. Развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.

Воспитательные.1. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, доброжелательность, чувство дружбы, единства классного коллектива.

Формы: Коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах, самостоятельная работа.
Методы: Наглядный, словесный, творческо-поисковый, рассуждение, соревнование.
Тип урока: Урок –обобщение знаний.

Форма проведения: Урок – загадка.

Наглядность: план урока, карточки, снежинки для эстафеты, план сказочного города.


Ход урока :
1. Мобилизирующее начало. Психологический настрой.
1) –Ребята, у нас сегодня гости, повернитесь и поприветствуйте гостей.

Д. -Начат день, первым делом гоним лень,

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

-И так мы начинаем работать. Сегодня урок у нас необычный, урок-загадка. И посвятим мы его зиме. Мы не просто будем отгадывать загадки , а поможем Крокодилу Гене и Чебурашке ответить на вопросы и встретится в необычном городе.

Посмотрите на план нашего урока.
1. Минутка чистописания.
2. «Живое – неживое».

3. Задание Крокодила Гены.

4. Физминутка.

5. «Дружная парта».
6. Самооценка.
7. Задание на дом.


Д.-Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Записываем число, классная работа. Какие орфограммы встретились при написании?

( четвёртое-гласн. е в первом слоге, проверочное слово четверть, февраля –гласн. е в первом слоге словарного слова, четверг-е в первом слоге, парный г на конце слова. классная- двойная согласная сс, работа- гласн. а в первом слоге словарного слова )

2.Чистописание.

-Начинаем с минутки чистописания. Отрабатываем написание заглавной и строчной букв м: «То вниз, то вверх бежит перо, рисуя букву «эм», — как бы спускаешься в метро и вверх идешь затем». Пропишите, чередуя до конца строки, М мм

Продолжим. Отгадайте загадку:

Д:Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.

-Правильно, мороз. Объясните написание слова.(Словарное слово, пишем о в первом слоге, на конце парн.з , проверяем морозы. Запишем. Безотрывно пишем до второго элемента буквы р.

Образуйте однокоренное слово,отвечающее на вопрос что делает? Морозит. Запишем. На вопрос какой? морозный. Записываем .

3. Работа по теме урока. Актуализация опорных знаний.

-Итак, мы отправляемся в путешествие по необычному городу. (Открываю карту города. Названия улиц закрыты.)

-У меня секретов нет-

Называю я предмет!

- О какой части речи эти строчки?

Д:-Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Что? Кто?, обозначает предметы, события, явления природы.( Открываю название города.)

а) Работа по учебнику. Понятие одушевленных и неодушевленных имён существительных Упр.№230, стр. 7.

- Откройте учебник. Работаем по тексту упр.230. (Вывешиваю картинку «Птицы зимой»)

Ваша задача найти в тексте названия птиц и деревьев. (Читают ученики, называя нужные слова.) Сколько всего слов? (7)

-На какие группы можно разделить эти существительные? (Д:-Одуш. и неодуш.) (Открываю названия улиц)

-Помогите Чебурашке определить кто на какой улице живёт.1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2 вариант на вопрос что? Два человека работает у доски. Проверяем.

Д: -Одушевлённые: чечётка, снегири, синицы, дятел. Неодушевлённые: рябина, ель, осина.

б) Сообщения детей. Связь с окружающим миром.

-Что вы знаете о снегире? (Ответы детей).Послушайте дополнительную информацию об этой птице.

Д: Снегирь.

Снегирь появляется в городе с о снегом. У самцов – ярко-красная грудь, а у самочки окраска поскромнее – красный цвет заменен на буроватый. Обрывая ягоды рябины, они расклевывают семена, а мякоть плодов выбрасывают.

А знаете ли вы, как выглядит чечётка? Посмотрите на картинку и послушайте внимательно рассказ об этой птице.

Че-че-че-чет-чет-чет… Такими криками выдают себя чечётки, когда летят стайкой. Словно имя своё выкрикивают. Птички эти маленькие, меньше воробья, буроватые. У самцов вся грудь красная. Чечётки – гостьи с севера. Они гнездятся в тундре. А осенью и зимой кочуют – перемещаются к югу, залетая в города. Иногда они ночуют в снегу.

- Каких ещё птиц можно увидеть зимой в нашем городе? (Картинка воробья, вороны)

Воробей, ворона-запишем словарные слова). Чем мы можем им помочь?( Сделать кормушку , подкармливать.)

в) Изменение по числам.

-Ребята, навстречу Чебурашке вышел Крокодил Гена по переулку Единственного числа.( Открываю названия переулков). Помогите ему свернуть на переулок Множественного числа. Отгадывая загадки, изменим число существительного.

Ученик записывает на доске.

1. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (
снеговик-снеговики).

2. Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело.(
сосулька-сосульки.)
Физминутка. –А сейчас отдохнём, посидим на лавочке. Это проспект Рода. Услышите сущ. ж.р- руки вверх , вытянуться на носочках. М.рода- присесть , руки вперёд, среднего рода- прямо перед собой хлопок .

Д:Женский род запомню я и скажу: “Она моя”.

И запомню род мужской и опять скажу: “Он мой”.

Средний род: “Оно моё” – это правило твоё.


1.В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней-присесть)

2 Нет колес у меня -
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету-у,
Всю Москву замету.

( Вьюга-руки вверх)

3.(Картинка.) Вид одежды?( Пальто-хлопок перед собой.)

4.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно.

(Лёд-присесть)

5. Ну, когда же Новый Год
К нам с подарками придет? -
Пусть пришел бы к детворе
Он пораньше - в..(декабре-присесть)

6. Резная, кружевная
В воздухе кружится.
А как на ладонь садится,
Так сразу — водица.(снежинка-руки вверх)

Тихо сели.

г)Закрепление понятий «собственное, нарицательное». Развитие речи (работа в парах).

- Наши друзья скоро встретятся. Скажите, а что вы можете сказать о существительных «Чебурашка», «Крокодил Гена» ?

Д:-Имена собственные
-Давайте вспомним, какие существительные пишутся с заглавной буквой?

Д: -Имена, фамилии и отчества, географические названия городов, стран, рек, озер, планет и т. д. А еще – клички животных. Все остальные слова называются нарицательными существительными.

-По нашему плану мы подошли к пункту « Дружная пара».Расскажите, какие игры вы любите проводить зимой?

- Составьте предложения друг о друге. Работаем в парах. (Опрос)

-Запишем предложение. Определите подлежащее и сказуемое в данном предложении.

Полина любит играть в снежки. Алёша катается на санках с горы.
4.Подведение итогов урока.

-Однако, наши помощники встретились.

-Можно назвать этих героев мультфильмов дружными?

- А кого можно назвать настоящим другом? Можно ли назвать наш класс дружным? Куда мы сегодня путешествовали?

-Что из нашего путешествия вам понравилось? Что вызвало затруднение?


5.Рефлексия.

-Оцените себя, как знатока имени существительного. Сложенные руки- не запомнил. Одна поднятая рука- знаю, но не могу рассказать. Две руки-могу рассказать.
6.Домашнее задание
- Дома составьте 5 – 6 предложений о нашем классе, расскажите о том, с кем вы дружите, чем любите вместе заниматься. Найдите в предложениях существительные и подпишите.



 






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ