Конспект урока для 7 класса на тему "Морфологический разбор местоимения. Повторение"

ТЕМА: Морфологический разбор местоимения. Повторение.


Цель: 1.Обобщить знания о местоимении, закрепить навыки правописания

местоимений, умения находить в тексте местоимения.

2. Развивать и обогащать речь учащихся .

3. Воспитывать уважение и любви к женщине и матери, вспомнить и

чтить светлую память погибших в Великой Отечественной войне.

Материал: Учебник русского языка для 7 класса под ред. Гарифьяновой .

Репродукции картин : Непринцев “После боя” ,Лактионов “Пись-

мо с фронта”,Г.М.Щегаль “Медсестра” , М.И.Самсонов “Сестрица”

Б.М.Неменский”О далеких и близких” .

Тексты на партах.

Допол.материал: Журнал “Литература в школе” № 4 2000 г, №3 2003 г.

Фотографии ветеранов ВОВ.

Методы: Беседа, работа над картинами, выразительное чтение ,

прослушивание песни .


Ход урока.

I Организационный момент .

II Актуализация прежних знаний .

а) Списать с доски предложение, сделать синтаксический разбор.

Мы должны защищать нашу страну, наших детей и спасти мир.

- Каким членом предложения являются местоимения?

б) Фронтальный опрос.

  1. Что называется местоимением?

  2. Как изменяются местоимения?

  3. Назовите разряды местоимений

в) Словарный диктант.

Что-то грустное, встретиться с кем-либо, какая-то странная улыбка, о чем-то

рассказывал, делать что-нибудь, никого не знал, на несколько минут , никого

из друзей, кое-кто из солдат.

( один ученик работает у доски. Проверяется правописание неопределенных и отрицательных местоимений.)

г) Учитель: В этом году мы отмечаем 70- летие Великой Победы. Поэты, писатели создали много произведений о войне. Художники также нарисовали картины. Например, Непринцев “После боя”, Лактионов “Письмо с фронта” . (Показываются репродукции) - Используя местоимения из словарного диктанта , составьте предложения по этим репродукциям.

( Слушаются ответы.)

III Объяснение нового материала

Анализ стихотворения “ Бьется в тесной печурке огонь”.

- Как вы думаете, о чем люди мечтали на войне?

- Как они могли показать свои чувства, мысли?

( писать письмо, петь песни, сочинять стихотворения, беседовать.)

Учитель: Есть такой поэт, Алексей Сурков. В 1941 году, после очень трудного дня, он написал жене с фронта письмо в стихах. Он назвал потом их “шестнадцать “ домашних строк”. Однажды, в феврале 1942 года, композитор Константин Листов попросил хоть “что-то, чтобы сочинить музыку”. Сурков отдал это стихотворение. Листов написал музыку. Так появилась эта песня и звучала по всем фронтам. Послушайте песню.

( Ученица исполняет песню.)

- Какая песня? О чем говорится в ней?

  1. Перед тем, как анализировать текст, посмотрим морфологический разбор местоимения на странице 69.

  2. Прочитаем каждую строфу, находим местоимения. Определяем разряд.

( Работа над стихотворением.)

- Ребята, обратите внимание на разряды местоимений. Какие разряды

употреблены в тексте? (личные, притяжательные)

- Почему эти разряды?

(Это письмо. В нем пишется о личных чувствах.)

(Один ученик делает разбор местоимения - между нами -у доски, а учащиеся в

тетрадях –мне, твою. Потом проверяется.)

IV Закрепление.

  1. Ребята,о чем думают солдаты, когда слушают эту песню?

  2. Женщины не только ждали, но и на ряду с мужчинами участвовали на войне . Кто-то сражался на фронте, иные трудились на заводах и фабриках, работали в поле. Все они мечтали только о победе, о встрече с родными и близкими. Среди них были и женщины , и девушки Кайбицкого района. Из деревни Большое Русаково участвовала на войне Диляфруз Хикматуллина.

( Показываются фотографии.)

С 1943 по 1945 год она служила в 37 зенитно-пулеметном полку. Она вспоминает эти дни со слезами. Главная ее мечта –чтобы не было больше таких страшных войн. “ Пусть всегда будет мир, пусть женщины не будут участницами войны, пусть познают материнское, семейное счастье.” – говорит она.


Женщине не нужно воевать.

Пусть она , красивая и хрупкая,

Будет просто женщиной и мать,

Свой очаг хранящая голубкою.

Мало осталось ветеранов войны. Мы должны помогать им, просто зайти и спросить об их здоровье, о жизни .

-Посмотрите на предложение , которое мы писали в начале урока. Кто

может произносить эти слова? Конечно же, наши мамы. Прочитаем стихотворение Валентины Тушновой. ( Ученик читает .)

  1. О чем это стихотворение?

  2. Мы должны беречь наших мам ,заботиться о них , любить их. А сейчас красиво перепишите последнюю строфу и подчеркните местоимения,

Сделайте морфологический разбор – такими .

V Итог урока . На дом: написать рассказ о ветеранах войны нашей деревни.


На заре вы спешите в школы ,

Синим вечером –на катки .

Для занятий , для игр веселых

Дни вам кажутся коротки .

Жарким летом над речкой горной

Или в роще , где тишь и тень ,

По утрам запевают горны,

Славя новый счастливый день.

Вам живется легко и просто

Оттого , что своим трудом

Ваши матери, ваши сестры

Защищают ваш мирный дом.

Оттого , что с отцами рядом

Неизменно они в строю .

Оттого, что все силы рады

За отчизну отдать свою.

Мир для вас защищать готова

Смелым сердцем любая мать.

Вы за это ей дайте слово –

Вот такими же в жизни стать.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ