Конспект урока для 4 класса на тему "Обобщение знаний о глаголе"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА


Конспект урока для 4 класса на тему "Обобщение знаний о глаголе"

Цель: обобщить полученные знания о глаголе.

Задачи урока:

  1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Глагол", закрепить орфографические, пунктуационные и языковые умения.

  2. Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, креативность, коммуникабельность, быстроту реакции, определение доступных объектов, способных помочь добиться лучшего результата.

  3. Воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально и в группе; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели, выражать собственное мнение и аргументировать его.


1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!


2. Актуализация знаний.

- Тему урока вы определите и сформулируете самостоятельно. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

- Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

(ответы учащихся)


- Это часть речи – глагол. На уроках русского языка мы много говорили об этой части речи, многому научились. Сделайте вывод, что будем делать сегодня на уроке?

- Будем обобщать и систематизировать знания о глаголе. (СЛАЙД)

- Для чего это необходимо?

- Как обычно, урок русского языка мы начинаем с высказывания знаменитых людей. Послушайте, что сказал известный русский писатель А.Н. Толстой о значении этой части речи: (СЛАЙД)

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

-А это слова русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. (СЛАЙД)

И мы сохраним тебя,

Русская речь,

Великое русское слово.

А. А. Ахматова

- Как вы понимаете смысл этих строк? (ответы детей)

- Почему мы должны сохранить русскую речь? (Потому что сейчас многие люди засоряют родной язык, искажают его. Поэтому мы постараемся сохранить наш язык «чистым»).


3. Минутка чистописания.

- Запишем эту фразу в минутке чистописания.

- О чём будем помнить при написании? (осанка, высота и ширина букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве)


4. Словарная работа. Языковая разминка.

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля (СЛАЙД)

мы читаем: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык».

Употребление слова глагол в старом значении можно встретить в стихах поэтов 18-19 веков: (СЛАЙД)

«Глагол времен - металла звон» (Г. Державин)

«Глаголом жги сердца людей!» ( А. Пушкин)

- Постепенно данное слово утратило свое старое значение. Теперь это название одной из частей речи. Придумайте однокоренные слова к слову глагол.

Глагол – глаголить, разглагольствовать. (СЛАЙД)

- Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

(глаголить – говорить, разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно)

- Но в древности были ещё слова с таким же корнем (СЛАЙД)– глаго́ливый, глаго́лать, глаго́лица.

Справка из толкового словаря Даля о лексическом значении слов глаго́лать, глаго́ливый.

Frame1§

- Значение какого слова мы ещё не узнали? (глаголица).

- Как вы думаете это современное слово? Почему? Я согласна с вами, поэтому предлагаю вам обратиться к Рубрике «Путешествие в прошлое». (СЛАЙД)



Глаголица – одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал святой Кирилл Философ для записи церковных текстов не славянском языке. Первое упоминание о глаголице относит-ся к 863 году.

Глаголица являлась, в основном, азбукой для передачи церковных текстов и тайнописи до Крещения Руси . После Крещения Руси стали использовать кириллицу.














































-Ознакомьтесь с текстом, который видите на экране.(30 сек).

- Пожалуйста, кто может прочитать громко, выразительно.




- Многие исследователи полагают, что в основе глаголических букв (СЛАЙД) лежат – крест, треугольник и круг – важнейшие символы христианской культуры.

-В названиях первых пяти букв алфавита заключён смысл учения. (СЛАЙД)

А (аз) Б (буки) В (веди) Г (глаголь) Д (добро)


- Смысл этих букв переведён на современный язык. Аз – я, буки – буквы, веди – ведаю, глаголь – глаголю, добро – добро.

- Составьте предложение из названий первых пяти букв глаголицы.

Я буквы ведаю, глаголю добро.

Работа над предложением.

- Почему стоит запятая в предложении? (однородные сказуемые).

- Как вы понимаете смысл этого предложения?

Запишем в тетрадь.

Проведите синтаксический разбор этого предложения.

-Выполните морфологический разбор слова ведаю.

(Ведаю – (что делаю?), н.ф. ведать, глагол, 1 спр., н.в., 1л., ед.ч., сказуемое).

- Я думаю, эта фраза является смыслом и нашего учения.


5. Обобщение знаний. Составление памятки.

- Обобщим наши знания и постараемся составить памятку по теме «Глагол».


Общее грамматическое значение глагола – это действие.

Глаголы называют различные действия. Найдите соответствующее пояснение к каждой группе глаголов. (СЛАЙД) В словах второго столбика поставьте номер.


1) действия, связанные с трудовой деятельностью:

Рубить, копать, вязать, шить

2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью:

Думать, наблюдать, воображать, говорить, решать

3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве:

Идти, лететь, стоять, лежать, сидеть

4)действия, называющие различные состояния:

Грустить, любить, болеть, спать

5) действия, называющие то, что происходит в природе:

Подморозило, светает, смеркается

Проверьте со СЛАЙДА.


- Продолжаем заполнять ПАМЯТКУ.

Морфологические признаки:

1) Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? или что сделать? Инфинитив имеет суффиксы -ть, -ти, чь.

- В чем особенность этих суффиксов?


Ученые-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое – ть и -ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных источниках вы можете встретить разные обозначения. В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола.


- Какие еще суффиксы выделяются в инфинитиве?

( -а-, -и-, -е-, -ова-, -ну- и другие)

- Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке еще оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения конечного ударного (и) образовались современные формы: печь, беречь. Таких глаголов в русском языке совсем немного.

- Что нужно помнить о правописании этих глаголов? (пишутся с ь)


Задание на СЛАЙДЕ:

Спишите только те глаголы, которые стоят в инфинитиве.

  1. ставить 4)нести 7) стеречь

  2. едешь 5) нарисовать 8) мечтаешь

  3. беречь 6) пасет 9) улыбаешься


2) – Как называются глаголы, имеющие суффикс –ся (–сь) ? ПАМЯТКА

(Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь) , называются возвратными).

- Что обозначают эти глаголы?

(Глаголы с суффиксом –ся(-сь) обозначают действие, которое возвращает к себе, направлено на самого человека, на предмет).

- Чем отличается суффикс от других?

(Стоит после всех морфем, в том числе после окончаний. Входит в основу слова).


Разберите по составу глаголы: собираюсь, улыбаться, кусается. (СЛАЙД)


- Обратите внимание на написание глаголов улыбаться, кусается. Вспомните, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с –тся и –ться?

(Нужно поставить вопрос)


Динамическая пауза.

Если в слове есть ь - хлопнуть, если нет - подпрыгнуть.


Убирается, купаться, катаются, умываться, смеяться, лечится, отправляются, дожидаться, виднеется, подняться.


3) ПАМЯТКА. Дополните предложение.

Глагол имеет три формы времени, которые показывают когда происходит действие.

- Что обозначают глаголы прошедшего времени? (действие, которое происходило до момента речи). На какие вопросы отвечает?

- При помощи какого суффикса чаще всего образуются? ( -л-)

- Что нужно помнить об этом суффиксе при разборе глагола по составу?

(что он не входит в основу слова)

- Что обозначают глаголы в форме настоящего времени? На какие вопросы отвечает?

(Действие, которое происходит сейчас в момент речи)

- Будущего времени? (действие, которое произойдет после момента речи) На какие вопросы отвечает?


Исправьте ошибки.(СЛАЙД)

Человек плыл (пр.вр.), варенье кипит(б.вр.), бревно плыло(н.вр.), груша созреет(н.вр.), считать(б.вр.) саженцы, дельный(пр.вр.) совет.


- Я прочитаю вам, о чем говорят звери после долгой зимы.

1-й ряд записывает глаголы прошедшего времени, 2-й – настоящего, а 3-й будущего времени.

Ёж: Я спал. Похудел.

Белка: У меня было много запасов. Так хорошо себя чувствую.

Волк: Худо мне с такой едой. Увижу обед у пня, а обед как припустит от меня. Вот беда – быстроногая еда.

Медведь: Слышу, каплет. В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода! Заливает! Не до сна.


пр.вр. н.вр. б.вр.

спал чувствую увижу

похудел слышу припустит

было каплет

пошарил заливает

вскочил


- ПАМЯТКА. Продолжи фразу:

4) Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

В прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам.

- Что нужно помнить о правописании глаголов 2л., ед. числа?

(после ш пишется ь, который сохраняется и перед –ся: учишься, учишь).


СЛАЙД

1)Укажи предложения с глаголом 2лица ед. числа:

  1. В наш дом часто приходят гости.

  2. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

  3. По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.

  4. В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.

  5. А вы делаете зарядку по утрам?


5) ПАМЯТКА. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.


Глаголы 1 спр. имеют окончания –ешь,-ет, - ем, - ете, - ут, -ют.

Глаголы 2 спр. имеют окончания -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят.


- Все ли глаголы подчиняются данному правилу?

Глаголы – исключения.

Смотреть, все слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть.

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.

( относятся ко 2спр.)


Брить и стелить к 1спр.


- Определите спряжение.


Благодарим (2), мешаем(1), сотрешь(1), привезут(1), читаем(1), носят(2), кость, рисуете(1), злишься(2), хлещет(1), подходит(2).


- Продолжаем заполнять ПАМЯТКУ.

Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Глаголы образуют словосочетания чаще всего с именами существительными и наречиями.


- Запишите предложение под диктовку. Подчеркните грамматическую основу, покажите графически словосочетания, в которых главным словом является глагол.

Тёмные грозовые тучи быстро неслись над морем.

неслись быстро неслись над морем


Итог урока.

- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?

- Где и когда нам может пригодиться ПАМЯТКА, составленная на уроке?

- Что было трудным? А что интересным?

- Что запомнилось?

- Ответьте, используя незаконченное предложение. (СЛАЙД)


Для меня было важным и интересным…

По этому вопросу я получил разъяснение…

Мне было трудно (почему)…

Для меня было недостаточно…


- Сегодня мы говорили о словах. Хочется пожелать вам только добрых слов. Сейчас Лера прочитает вам стихотворение о том, какое важное значение имеет каждое сказанное вами слово.

Слово о словах

Когда ты хоч..ш(?) молвить слово,
Мой друг, подумай – (не) спеши.
Оно быва..т то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьет(?)ся,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвес..ш(?),
(Не) выпускай его в полет.
Им можно радости пр..бавить
И радость людям отр..вить.
Им можно лед зимой ра..плавить
И камень в крошку раздр..бить.
Оно одар..т иль ограб..т,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слуша..т тебя.                   (В.Солоухин)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ