Конспект урока для 4 класса на тему «Запятая в сложном предложении»

Тема: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

формировать понятия:

-с помощью чего соединяются части сложного предложения;

- какую роль в сложном предложении играют союзы И, А, НО;

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Развивать умения работать с толковым словарём;

Обогащать лексический запас обучающихся;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный экран, компьютер;

Для парной работы:

-карточки с алгоритмом;

Для индивидуальной работы:

- учебник «Русский язык»;

- тесты разноуровневые;

- листы самоанализа своей работы.

Ход урока.

1.Организационный момент. 2 мин.

-Сегодня такой хороший день

В нашем классе гости

Давайте поприветствуем их

И подарим им свои улыбки.

-Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

после ответов детей открывается запись на экране

Интересный

Познавательный

Развивающий

Результативный

_Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

-Какими должны быть на уроке ученики?

после ответов – запись на экране

Активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Дисциплинированные

-Настройте себя положительно на урок.


2.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. 4мин.

-Посмотрите на экран

на экране:

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой.

Их лица светились счастьем и гордостью.

-Назовите структурные особенности данных предложений.

- Докажите, что это простые предложения.

- Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное.

-Докажите, что получилось сложное предложение.

- Подчеркните грамматические основы, выделите союз.

-Какими средствами связаны простые предложения в составе сложного?

-Вы соединили предложения по смыслу с помощью союза И, интонация показывает, где заканчивается первая часть сложного предложения.

-А как на письме можно разделять части сложного предложения?

- Какое правило новое вы выведите?


на экране-

Части сложного предложения разделяются запятой.


-Как вы думаете, чему мы будем учиться на этом уроке?


3.Определение темы урока. Постановка целей на урок.4 мин.

-Сформулируйте тему нашего урока.

на экране после ответов:

Тема урока «Знаки препинания в сложном предложении»


-Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок?

-Прочитайте ещё раз составленное вами предложение. О каком важном событии здесь идёт речь?

-До 65-ой годовщины Победы в ВОВ осталось 9 дней. И поэтому сегодня на уроке наши тексты в заданиях будут посвящены этому великому празднику.

-В течение всего урока вы будете оценивать свою работу в листах самооценки.

4. Открытие нового знания. 5 мин.

-Итак, сегодня на уроке мы будем отрабатывать постановку знаков препинания в сложных предложениях.

- Что помогает нам четко организовать работу с новым правилом?

( составление алгоритма)

-Рассмотрите карточку №1.Что надо сделать?

-Работаем в парах.

КАРТОЧКА:


Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении.

Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги.

«Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

  1. Найди и подчеркни……….

  2. Определи количество……….

  3. Найди………, который связывает части сложного предложения.

  4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставь……



-Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении.

на экране-

Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним

их героические подвиги.

- Объясните пошагово свои действия при постановки знака препинания.


-Для чего нужна запятая в этом предложении?


-Проверьте алгоритм.

на экране-

Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

2.Определи количество частей в данном предложении.

3.Найди союз, который связывает части сложного предложения.

4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

-В чем нам поможет данный алгоритм?

-Оцените свою работу.


5. Словарная работа.5 мин.

-Мы уже говорили о том, что приближается праздник- День Победы - самый главный, самый добрый, поистине народный праздник. Русский народ всегда будет помнить героические и трагические страницы ВОВ. А что делается для того, чтобы память об этой войне переходила из поколения в поколение?

-Сегодня на уроке новое словарное слово

на экране-

ПАМ_ТНИК

-Какое здесь непроверяемое написание?

- Проверьте, как пишется это слово по орфографическому словарику в учебнике.

-Запишите его в тетрадь.

на экране-

ПАМЯТНИК

-От какого слова образовано слово памятник?

-Определите, каким способом образовано это слово.

-Выделите корень и словообразовательную морфему.

-Какое лексическое значение имеет слово памятник?

-Поработайте в парах с толковым словарём. Уточните значение слова ПАМЯТНИК.

-Зачитайте.

-Сколько значений имеет слово памятник?

-Составьте сложное предложение с новым словарным словом.

-Зачитайте свои предложения.

-Сколько частей имеют ваши предложения?

-Как вы разделили части сложного предложения?

-Что помогало вам при постановке знака препинания?

-Какие союзы вы использовали при составлении предложений?

-Как называются эти союзы? Что ещё они могут связывать?


6. Физминутка.2 мин.

- А теперь отдохнём.

(Несколько упражнений на расслабление мышц, зрительная гимнастика)


7. Первичное закрепление. Работа по учебнику. 8МИН.

-Откройте учебник с. 112 упр. 2. Прочитайте задание.

-На что вы будете опираться при выполнении упражнения?

- Выберите и выпишите одно простое и одно сложное предложение и выполните задание учебника.

-Некоторые ребята получат индивидуальные задания – карточки. Приступили.

-Прочитайте простые предложения, которые вы выписали.

-Докажите, что это простые предложения.

-Что связывает союз в этих предложениях?

-Прочитайте сложное предложение.

-Поставили ли вы запятую в данном предложении?

-Проговорите алгоритм, которым вы пользовались.

-Почему необходимо было ставить запятую в этом предложении?

-Выполните синтаксический анализ простого предложения, которое вы выписали.

-А теперь проверьте свою работу.

на экране-

Простые предложения

Снег розовел на солнце и синел в тени.

Над рекою висели и расплывались серые клочья тумана.

Павел сел на табуретку стола и устало склонил голову на ладонь.

Сложное предложение

Небо затянулось облаками, и пошёл тихий серый дождь.

-Оцените свою работу.

-Индивидуальные карточки отдайте консультантам, они проверят.


7. Самостоятельная работа. Тест.5 мин.

-Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас проверим. На столах карточки разного цвета. Какую работу необходимо выполнить?

-выберите нужный цвет и приступайте к выполнению.

КАРТОЧКИ:

1 уровень -синий цвет


1.Соедините каждое предложение со схемой, которая ему соответствует.


[ ], И [ ]. А. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок, а на тонкой

ножке висят жемчужины.

O, O И O. Б. Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.

[ ], А [ ]. В. С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.

  1. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

А. Ударил мороз, и лужи покрылись льдом.

Б. Он услышал шум машины, и остановился.

В. Дорога шла по склону и лошади бежали веселей.

Г. Мы поплыли дальше и увидели маленькую рыбку.

Д. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.

  1. Расставьте знаки препинания.

Мы пригласили на праздник ветеранов и они получили цветы и подарки.

2 уровень - зелёный цвет


1.Составьте схему предложения, расставьте знаки препинания.

А. Почки раскрываются и на каждом кончике висит прозрачная капля.

Б. Снег лежал на крыше и на балконе.

В.Пришла весна запели птицы а почки ещё не распустились.

2.Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

А. Постепенно леса и поля пробуждаются, наполняются птичьими голосами.

Б.Я разбудил отца, и мы пошли на рыбалку.

В. Ледники тают и из-под них вытекают ручьи.

Г. Учился петь а выучился танцевать.

Д. Девочка на цыпочках подходит к зеркалу, и смотрит на себя.

3.Расставьте знаки препинания.

Мой дедушка воевал и за отвагу и доблесть он получил медаль.

-Поменяйтесь работами. Взаимопроверка.

на экране-

синий цвет


1. [ ], И [ ]. – Б.

O, O И O. - В.

[ ], А [ ]. – А.

2. Б, В.

3. Мы пригласили на праздник ветеранов, и они получили цветы и подарки.

зелёный цвет

1. А. [ ], И [ ].

Б. O И O.

В. [ ], [ ], А [ ].

2. В, Г, Д.

3. Мой дедушка воевал, и за отвагу и доблесть он получил медаль


-Какие знания и умения вам помогли выполнить тест?

-На что вы опирались при выполнении теста?


8.Итог урока. Рефлексия.

-Проанализируйте и оцените свою работу на уроке.

-Что было самым важным?

- Что было самым трудным?

- Какие задания вы бы хотели выполнить?

9. Д.з.

-Творческое домашнее задание - составьте текст поздравление для ветеранов, используя сложные предложения.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ