Урок русского языка в 5 классе «Обозначение мягкости согласных с помощью Ь»

Урок русского языка в 5 классе

«Обозначение мягкости согласных с помощью Ь»

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

Цели:

- закрепить правило употребления ь для обозначения мягкости согласных;

- развивать речевой слух учащихся;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.


1. Обращение к теоретическому материалу § 42 (1).

- Какое открытие вы сделали?

2. Организация наблюдения.

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю понаблюдать над упр. 216-218.

- Сформулируйте правило.

- Оцените свою работу.

- Какие трудности возникли?

3. Обращение к теоретическому материалу

§ 42 (2, 3, 4).


Работают с теоретическим материалом учебника в парах.

Делают открытия.




Анализируют упражнения, произносят звуки, которыми различаются слова каждой пары.

Делают выводы.

Оценивают свою работу.



Работают с теорией 2,3,4 в парах.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

III. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


Выполнение тренировочных упражнений.

- Докажите, что в сочетаниях чк, чн, нч, рщ, ст, ь не пишется.

Упр. 219.


- Подобрать однокоренные слова с сочетаниями чн, чк, шн, нч, нщ.

Упр. 220


- Вспомнить, когда Ь не обозначает мягкость согласного, сформулировать правило.

Упр. 221.


- Распределение слов по столбикам в зависимости от значения Ь.

Упр. 222.


- Рассказать о звуках речи в русском языке.

Упр. 223.

Работают над упражнениями в парах.

Устно доказывают, почему в перечисленных словосочетаниях не пишется ь. проговаривают правило.



Подбирают однокоренные слова.




Выполняют работу устно. Формулируют правило.





Работают самостоятельно. При проверке оценивают друг друга.




На основе анализа схемы учебника устно рассказывают о звуках речи в русском языке.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Работа с рубрикой «Проверяем себя».

- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.

- Сколько согласных звуков в русском языке? Назовите их.

- На какие группы делятся согласные звуки? На основании чего выделяют эти группы? Каково соотношение голоса и шума в этих группах согласных?

- В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

Почка, шепот, цепь, утюг.

Кочка, тишь, уши, кровь.

Точка, спешит, что, пробка.

Щечка, спас, кисть, вкусно.

- В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Вглубь, деревня, груз, жизнь.

Глаз, бровь, мороз, баран.

Зуб, ужин, гром, звон.

Сделали, вокзал, южный, резвый.

- В каком ряду во всех словах есть твердый звук [к]?

Класс, плакат, диалог, курица.

Абрикос, кино, кукушка, помог.

Корпус, крыша, вдруг, кисель.

Какао, корм, рог, Китай.

- В каком ряду во всех словах есть мягкий звук [т’]?

Ветеран, текст, мостик, птица.

Каталог, читать, город, также.

Водопад, леопард, сосед, ботинок.

Туча, документ, тигр, тело.

- В каком ряду слов представлены все сонорные согласные?

Друзья, поход, письмо, корона.

Крендель, пушинка, хлеб, снеговик.

Алмаз, крот, тополь, чтение.

Гибкий, простор, глаза, ночь.


- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?



- Домашнее задание: § 42, словарный диктант на стр. 163


Работают с заданиями рубрики в парах.





Дают ответы на вопросы.


































Анализируют работу на уроке через самооценку




Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ