Урок русского языка в 5 классе «Обозначение мягкости согласных с помощью Ь»
Урок русского языка в 5 классе
«Обозначение мягкости согласных с помощью Ь»
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Цели:
- закрепить правило употребления ь для обозначения мягкости согласных;
- развивать речевой слух учащихся;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Психологический настрой.
Демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
1. Обращение к теоретическому материалу § 42 (1).
- Какое открытие вы сделали?
2. Организация наблюдения.
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю понаблюдать над упр. 216-218.
- Сформулируйте правило.
- Оцените свою работу.
- Какие трудности возникли?
3. Обращение к теоретическому материалу
§ 42 (2, 3, 4).
Работают с теоретическим материалом учебника в парах.
Делают открытия.
Анализируют упражнения, произносят звуки, которыми различаются слова каждой пары.
Делают выводы.
Оценивают свою работу.
Работают с теорией 2,3,4 в парах.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
III. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Выполнение тренировочных упражнений.
- Докажите, что в сочетаниях чк, чн, нч, рщ, ст, ь не пишется.
Упр. 219.
- Подобрать однокоренные слова с сочетаниями чн, чк, шн, нч, нщ.
Упр. 220
- Вспомнить, когда Ь не обозначает мягкость согласного, сформулировать правило.
Упр. 221.
- Распределение слов по столбикам в зависимости от значения Ь.
Упр. 222.
- Рассказать о звуках речи в русском языке.
Упр. 223.
Работают над упражнениями в парах.
Устно доказывают, почему в перечисленных словосочетаниях не пишется ь. проговаривают правило.
Подбирают однокоренные слова.
Выполняют работу устно. Формулируют правило.
Работают самостоятельно. При проверке оценивают друг друга.
На основе анализа схемы учебника устно рассказывают о звуках речи в русском языке.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
IV.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Работа с рубрикой «Проверяем себя».
- Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
- Сколько согласных звуков в русском языке? Назовите их.
- На какие группы делятся согласные звуки? На основании чего выделяют эти группы? Каково соотношение голоса и шума в этих группах согласных?
- В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?
Почка, шепот, цепь, утюг.
Кочка, тишь, уши, кровь.
Точка, спешит, что, пробка.
Щечка, спас, кисть, вкусно.
- В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Вглубь, деревня, груз, жизнь.
Глаз, бровь, мороз, баран.
Зуб, ужин, гром, звон.
Сделали, вокзал, южный, резвый.
- В каком ряду во всех словах есть твердый звук [к]?
Класс, плакат, диалог, курица.
Абрикос, кино, кукушка, помог.
Корпус, крыша, вдруг, кисель.
Какао, корм, рог, Китай.
- В каком ряду во всех словах есть мягкий звук [т’]?
Ветеран, текст, мостик, птица.
Каталог, читать, город, также.
Водопад, леопард, сосед, ботинок.
Туча, документ, тигр, тело.
- В каком ряду слов представлены все сонорные согласные?
Друзья, поход, письмо, корона.
Крендель, пушинка, хлеб, снеговик.
Алмаз, крот, тополь, чтение.
Гибкий, простор, глаза, ночь.
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Домашнее задание: § 42, словарный диктант на стр. 163
Работают с заданиями рубрики в парах.
Дают ответы на вопросы.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ