Урок русского языка в 5 классе «Наклонение глагола»

Урок русского языка в 5 классе

«Наклонение глагола»

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

Цели:

- дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола;

- закрепить правописание глаголов в различных наклонениях;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования.

Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари).

Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


1. Проверка домашнего задания.

Беседа о правописании –тся и –ться в глаголах.

- Как определить написание в глаголах –ться и –тся? Докажите.

- Прочитайте предложения и скажите, все ли в них правильно написано.

Мальчик весел и смеетца без конца. Лена вынуждает маму часто сердитца из-за плохих оценок.

Словарный диктант (с взаимопроверкой).

Информация, иллюстрация, артист, аллея, желание, телевидение, территория, достижения, доброжелательный, объяснение, отражать, огорчаться, обозначать.



Рассказывают о правописании глаголов на –ться и –тся.





Исправляют предложения, объясняют.






Пишут словарный диктант, проверяют, при проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.


1. Наблюдение над предложениями, в которых глаголы выражают разные наклонения, изучение теории (стр. 220-221).

2. Беседа по таблице, коллективный подбор предложений на каждое наклонение (упр. 625). (Акцентируем внимание учащихся не только на смысловых различиях глаголов, но и на их правописании.)

Наклонение

Изъявительное

Сослагательное (условное)

Повелительное

Означает, что действие происходит (наст. вр.), происходило (прош. вр.), будет происходить (буд. вр.):

Пишу письмо-писал письмо-буду писать письмо.

Означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно:

Написал бы, прочитал бы.

Означает, что действие просят или приказывают выполнить: Напишите, пожалуйста, письмо.



Работают с теорией и примерами учебника в парах. Наблюдают за наклонением глагола в предложениях.





Работают с таблицей в парах, подбирают предложения на каждое наклонение.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


Практическая работа.

Распознавание глаголов в изъявительном наклонении.

- Прочитайте. Объясните смысл названия «Помощница».

- Выпишите глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определите их вид и время. Запишите эти глаголы в форме других времен. Укажите их наклонение.

Образец записи: села-сов.в., прош.вр.; сядет- буд.вр.; в изъявит.накл.

Помощница.

У Танюши дел немало.

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

- Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

А.Барто.

Работа с рубрикой ЗСП-15


Выполняют практическую работу.






Выписывают глаголы, определяют вид, время, употребляют данные глаголы в другом времени, указывают наклонение. При проверке оценивают друг друга.




















Работают с рубрикой ЗСП-15 в парах, объясняют значение, структуру и правописание слов.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Составление памятки на тему «Борись за чистоту и порядок в школе» с использованием глаголов в повелительном наклонении.


- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?



- Домашнее задание: § 78, упр. 626 (списать предложения, определить наклонение у глаголов).


Составляют памятку, используя глаголы в повелительном наклонении.


Анализируют работу на уроке через самооценку




Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ