Урок русского языка в 5 классе «Наклонение глагола»
Урок русского языка в 5 классе
«Наклонение глагола»
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
- дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола;
- закрепить правописание глаголов в различных наклонениях;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
- раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования.
Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари).
Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Психологический настрой.
Демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Проверка домашнего задания.
Беседа о правописании –тся и –ться в глаголах.
- Как определить написание в глаголах –ться и –тся? Докажите.
- Прочитайте предложения и скажите, все ли в них правильно написано.
Мальчик весел и смеетца без конца. Лена вынуждает маму часто сердитца из-за плохих оценок.
Словарный диктант (с взаимопроверкой).
Информация, иллюстрация, артист, аллея, желание, телевидение, территория, достижения, доброжелательный, объяснение, отражать, огорчаться, обозначать.
Рассказывают о правописании глаголов на –ться и –тся.
Исправляют предложения, объясняют.
Пишут словарный диктант, проверяют, при проверке оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
1. Наблюдение над предложениями, в которых глаголы выражают разные наклонения, изучение теории (стр. 220-221).
2. Беседа по таблице, коллективный подбор предложений на каждое наклонение (упр. 625). (Акцентируем внимание учащихся не только на смысловых различиях глаголов, но и на их правописании.)
Наклонение
Изъявительное
Сослагательное (условное)
Повелительное
Означает, что действие происходит (наст. вр.), происходило (прош. вр.), будет происходить (буд. вр.):
Пишу письмо-писал письмо-буду писать письмо.
Означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно:
Написал бы, прочитал бы.
Означает, что действие просят или приказывают выполнить: Напишите, пожалуйста, письмо.
Работают с теорией и примерами учебника в парах. Наблюдают за наклонением глагола в предложениях.
Работают с таблицей в парах, подбирают предложения на каждое наклонение.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Практическая работа.
Распознавание глаголов в изъявительном наклонении.
- Прочитайте. Объясните смысл названия «Помощница».
- Выпишите глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определите их вид и время. Запишите эти глаголы в форме других времен. Укажите их наклонение.
Образец записи: села-сов.в., прош.вр.; сядет- буд.вр.; в изъявит.накл.
Помощница.
У Танюши дел немало.
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
А.Барто.
Работа с рубрикой ЗСП-15
Выполняют практическую работу.
Выписывают глаголы, определяют вид, время, употребляют данные глаголы в другом времени, указывают наклонение. При проверке оценивают друг друга.
Работают с рубрикой ЗСП-15 в парах, объясняют значение, структуру и правописание слов.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Составление памятки на тему «Борись за чистоту и порядок в школе» с использованием глаголов в повелительном наклонении.
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Домашнее задание: § 78, упр. 626 (списать предложения, определить наклонение у глаголов).
Составляют памятку, используя глаголы в повелительном наклонении.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ