Урок русского языка в 5 классе «Неопределенная форма глагола»
Урок русского языка в 5 классе
«Неопределенная форма глагола»
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
- сформировать умение безошибочно определять инфинитив;
- закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
- раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Психологический настрой.
Демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Проверка домашнего задания.
1) Беседа о корнях с чередованием букв е-и.
2) Проверочная работа по применению правил правописания гласных в глагольных корнях с чередованием.
На доске:
Прот…реть пол, ярко бл…стеть, расст…лить ковер, заст…лить скатертью, выб…рать цветы, соб…решь урожай, зап…р двери, зам…реть от страха, раст…реть с маслом, выж…гать по дереву.
Отвечают на вопросы. Рассказывают о правописании корней с чередованием.
Работают самостоятельно на отдельных листах, проверяют, сдают на проверку учителю. При проверке оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
Введение нового материала.
1) Работа по вопросам в рубрике «Вспомните!»
на стр. 218.
- На какой вопрос отвечает глагол в начальной форме? Приведите примеры.
- Как называется начальная форма глагола? Приведите примеры глаголов в начальной форме (совершенного и несовершенного вида).
2) Изучение основного теоретического материала на стр. 218.
3) Наблюдение за глаголами в неопределенной форме (начальной форме глагола; инфинитиве).
Упр. 617.
Работают с учебником в парах.
Отвечают на вопросы рубрики, приводят примеры.
Работают с теорией учебника в парах.
Наблюдают за глаголами в неопределенной форме в парах, делают выводы.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Работа с тренировочными упражнениями.
1) Коллективная работа. Правописание мягкого знака в конце инфинитива.
- Образуйте от данных глаголов начальную форму, объясните правописание мягкого знака.
На доске:
Нравится - ….., стерегут - ….., беспокоиться - ….., обжигал - ….., прокатился - ….., пробралось - ….., ходит - ….., пекут - …..
2) Выработка умения соотносить личную форму глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени с неопределенной формой.
Упр. 618.
3) Распознавание глаголов в неопределенной форме во фразеологизмах.
Упр. 619.
4) Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Упр. 621.
Выполняют тренировочные упражнения в парах.
Образуют от глаголов начальную форму, объясняют правописание мягкого знака, при проверке оценивают друг друга.
Соотносят личную форму глаголов с неопределенной. По желанию учащийся работает у доски.
Работают с фразеологизмами, объясняют значение фразеологизмов, составляют с ними предложения.
Образуют глаголы при помощи приставок и суффиксов. При проверке оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать еще?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Домашнее задание: § 76, упр. 620 (восстановить фразеологизмы, используя инфинитив, подобрать к фразеологизмам синонимы).
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ