Тест по русскому языку на тему "Корни жизни"

Корни жизни

1. В густом осиннике я увидел серый в два обхвата пень. 2. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный кисточками брусники. 3. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. 4. У них было всего по две-три лапки и мелкая, не очень колючая хвоя. 5. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. 6. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжить рост.

7. Тот, кто не растет, без сомнения, умирает!- таков закон жизни. 8. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись .9. Здесь можно было прорасти, но нельзя выжить.

10.Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных. 11.Она стояла бодро и осанисто посреди пня. 12. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком стволике чувствовалась какая-то уверенность и вроде бы какая –то уверенность и вроде бы даже вызов.

13. Я запустил пальцы под волгую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: « Вот в чем дело!»

14. Эта елочка ловко устроилась на пеньке.15. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. 16.Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень , добывая питание.

17. И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его земли, там, в глубине, еще долго буду преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу теплым дыханием прошедшей жизни.

( По В. Астафьеву.)



ГИА по русскому языку

А1. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове петля 3 слога.

  2. В слове косьба буква С обозначает звук (З).

  3. В слове метель все согласные звуки мягкие.

  4. В слове ель 3 буквы два звука.

А2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. багряный 3. догорать



  1. тянуть 4.расписание



А3. В каком слове написание приставки определяется ее значением «неполнота действия».

1.приоткрыть 3. пришкольный

2.пришел 4. Перенести

А4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»

  1. туманный 3.решенный



  1. своевременный 4. откровенный.



А5. Замените слово «хиленькие» в 3 предложении стилистически нейтральным синонимом .

А6. Замените словосочетание «деревянная рубашка» в предложении построенное на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление.

А7. Выпишите грамматическую основу в предложении 3.

А8. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением.

А9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые, выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Тот ,(1)кто не растет,(2) без сомнения,(3) умирает!- таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, (4)едва-едва народившись . Здесь можно было прорасти,

(5) но нельзя выжить.

А 10. Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

А 11. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые, выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанных подчинительной связью.

Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны,(1) что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжить рост.

Тот ,(2)кто не растет,(3) без сомнения,(4) умирает!- таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть,(5) едва-едва народившись.

А12. Среди предложений найдите предложение с однородными членами предложения.. Напишите номер этого предложения.

1. Я запустил пальцы под волгую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: « Вот в чем дело!»

2. Эта елочка ловко устроилась на пеньке.3. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня.

А 13. Среди предложений 1-4 найдите предложение с сочинительной связью.

1. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный кисточками брусники. 2. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. 3. У них было всего по две-три лапки и мелкая, не очень колючая хвоя. 4. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок.



А 14. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

  1. Эта елочка ловко устроилась на пеньке.2. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. 3.Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая питание.

Ключи

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

3

1

3

слабые

рубашка

из дерева

всходы

ютились

2

2,3

2



А11

А12

А13

А14

1

1

4

3



































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ