Конспект урока русского языка в 5 классе «Число имен существительных»
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Число имен существительных»
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
- повторить и закрепить изученное о формах числа существительных;
- дать понятие об именах существительных, употребляемых или только во множественном, или только в единственном числе;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
- раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Психологический настрой.
Демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Беседа по вопросам.
- Как определить род несклоняемых существительных?
- Как определить род иноязычных географических названий?
- Какие окончания имеют существительные общего рода?
- Как называется изменение существительных по падежам?
- Сколько типов склонений в русском языке?
- Как определить, к какому типу склонения относится существительное? Какие грамматические признаки существительного для этого нужно знать?
- Нужно ли уметь определять тип склонения? Каких ошибок в употреблении существительных это поможет избежать?
- Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?
- Перечислите разносклоняемые имена существительные. Какие окончания имеют эти существительные в Р., Д., П.п.? а в Т.п.?
- В каких падежах у существительных на –мя есть суффикс –ен-?
2. Проверка домашнего задания.
- упр. 186, словарный диктант на стр. 125, 131.
3. Вопросы рубрики «Вспомните».
- Какие формы числа могут иметь существительные?
- Какая морфема в слове передает изменения по числам?
- Постоянным или непостоянным признаком является число у существительных?
- Все ли существительные изменяются по числам?
- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?
- Как вы думаете, какова тема урока?
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Отвечают на вопросы.
Зачитывают, сдают тетради на проверку.
Работают с рубрикой в парах.
Делают выводы.
Формулируют тему урока, цель, ставят перед собой задачи, которые должны будут решить во время урока.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
1. Обращение к теоретическому материалу § 25 (стр. 132-133, 134, 135).
2. Составление плана ответа на тему «Число имен существительных».
1) Предметы, поддающиеся счету.
2) Изменение по числам – непостоянный морфологический признак имени существительного.
3)Существительные, имеющие форму только единственного числа.
4) Существительные, имеющие форму только множественного числа.
Работают с теоретическим материалом учебника в парах.
Составляют план ответа на тему «Число имен существительных», работают в парах. При проверке оценивают друг друга.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Выполнение тренировочных упражнений.
- упр. 189. Докажите, что множественное число служит для обозначения не одного, а двух и более предметов.
- упр. 191. Сделайте вывод о грамматической особенности существительных.
- упр. 192. Найти в тексте существительные, имеющие форму только единственного числа.
- упр. 193. Угадайте слова по толкованию и запишите их. Определите число.
- упр. 195, 196, 197.
Работают с учебником.
Доказывают, что множественное число служит для обозначения двух и более предметов.
Делают вывод о грамматической особенности имен существительных.
Находят существительные, имеющие форму только единственного числа.
Угадывают слова по толкованию, записывают, определяют число.
По желанию работают у доски. При проверке оценивают друг друга.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Задания рубрики «Проверяем себя» на стр. 137.
- Какое слово «лишнее» в каждом ряду? Докажите.
Скрепки, кнопки, очки, спички.
Прятки, жмурки, лапта, горелки.
Дни, сутки, будни, каникулы.
Горе, беда, счастье, веселье.
Куртки, брюки, джинсы, шорты.
Щи, борщи, сливки, макароны.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать еще?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Домашнее задание: § 25, упр. 190, 194, подготовиться к словарному диктанту на стр. 137.
Дают ответы на вопросы
Работают с рубрикой устно.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ