Конспект урока русского языка в 5 классе «Число имен существительных»

Конспект урока русского языка в 5 классе

«Число имен существительных»

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

- повторить и закрепить изученное о формах числа существительных;

- дать понятие об именах существительных, употребляемых или только во множественном, или только в единственном числе;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


1. Беседа по вопросам.

- Как определить род несклоняемых существительных?

- Как определить род иноязычных географических названий?

- Какие окончания имеют существительные общего рода?

- Как называется изменение существительных по падежам?

- Сколько типов склонений в русском языке?

- Как определить, к какому типу склонения относится существительное? Какие грамматические признаки существительного для этого нужно знать?

- Нужно ли уметь определять тип склонения? Каких ошибок в употреблении существительных это поможет избежать?

- Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?

- Перечислите разносклоняемые имена существительные. Какие окончания имеют эти существительные в Р., Д., П.п.? а в Т.п.?

- В каких падежах у существительных на –мя есть суффикс –ен-?

2. Проверка домашнего задания.

- упр. 186, словарный диктант на стр. 125, 131.

3. Вопросы рубрики «Вспомните».

- Какие формы числа могут иметь существительные?

- Какая морфема в слове передает изменения по числам?

- Постоянным или непостоянным признаком является число у существительных?

- Все ли существительные изменяются по числам?

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

- Как вы думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?




Отвечают на вопросы.

























Зачитывают, сдают тетради на проверку.





Работают с рубрикой в парах.








Делают выводы.


Формулируют тему урока, цель, ставят перед собой задачи, которые должны будут решить во время урока.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.


1. Обращение к теоретическому материалу § 25 (стр. 132-133, 134, 135).

2. Составление плана ответа на тему «Число имен существительных».

1) Предметы, поддающиеся счету.

2) Изменение по числам – непостоянный морфологический признак имени существительного.

3)Существительные, имеющие форму только единственного числа.

4) Существительные, имеющие форму только множественного числа.

Работают с теоретическим материалом учебника в парах.




Составляют план ответа на тему «Число имен существительных», работают в парах. При проверке оценивают друг друга.















Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию



Выполнение тренировочных упражнений.

- упр. 189. Докажите, что множественное число служит для обозначения не одного, а двух и более предметов.

- упр. 191. Сделайте вывод о грамматической особенности существительных.

- упр. 192. Найти в тексте существительные, имеющие форму только единственного числа.

- упр. 193. Угадайте слова по толкованию и запишите их. Определите число.

- упр. 195, 196, 197.

Работают с учебником.


Доказывают, что множественное число служит для обозначения двух и более предметов.

Делают вывод о грамматической особенности имен существительных.

Находят существительные, имеющие форму только единственного числа.


Угадывают слова по толкованию, записывают, определяют число.

По желанию работают у доски. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


Задания рубрики «Проверяем себя» на стр. 137.

- Какое слово «лишнее» в каждом ряду? Докажите.

Скрепки, кнопки, очки, спички.

Прятки, жмурки, лапта, горелки.

Дни, сутки, будни, каникулы.

Горе, беда, счастье, веселье.

Куртки, брюки, джинсы, шорты.

Щи, борщи, сливки, макароны.


- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать еще?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?



- Домашнее задание: § 25, упр. 190, 194, подготовиться к словарному диктанту на стр. 137.



Дают ответы на вопросы




Работают с рубрикой устно.









Анализируют работу на уроке через самооценку






Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ