Конспект урока русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв Е – И»

Конспект урока русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв Е – И»

Тема:

Класс: 5

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая

Цели:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

- объяснить правописание корней с чередованием букв е-и;

- дать понятие об омонимичных корнях;

- выстраивать композицию рассуждения.


Оборудование:

- раздаточный материал.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.










Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
























Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2.Проверка домашнего задания.

Беседа о видах глагола.

- Как образуются глаголы совершенного вида? Приведите примеры.

- Как образуются глаголы несовершенного вида? Приведите примеры.

- Как определить написание суффиксов –ыва, -ива, -ова, -ева?

3.Определение вида глаголов.

- Выпишите в два столбика: глаголы совершенного вида и глаголы несовершенного вида.



Совершенный вид

Несовершенный вид





Мы с папой установили елку и стали украшать ее игрушками и гирляндами. Но одна гирлянда почему-то не загоралась. Тогда мы стали проверять лампочки батарейкой от карманного фонаря: лампочки были исправны. Оказалось, что перегорел дроссель. Мы отпаяли его и припаяли новый – лампочки стали мигать.



4. Написание не с глаголами.

- Заполните таблицу.



Не пишется отдельно

Не пишется слитно





(Не)чувствуешь, (не)опасаешься, (не)домогаешь, (не)навидишь, (не)прячься, (не)был, (не)здоровится, (не)останавливаешься, (не)доумеваешь, (не)различаешь.









Отвечают на вопросы.













Распределяют глаголы в таблицу в зависимости от вида. Работают самостоятельно, на раздаточных листах, при проверке оценивают друг друга.

















Заполняют таблицу на правописание не с глаголами на раздаточных листах самостоятельно. При проверке оценивают друг друга.



Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)



Цель:

- воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;

- прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);

- учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

5. Изучение теоретического материала на стр. 217

Запись основных положений в словарики для запоминания.

-бер-//-бира-

-дер-//-дира-

-мер-//-мира-

-пер-//-пира- А

-тер-//-тира-

-блест-//-блиста-

-жег-//-жига-

-стел-//-стила-

-чет-//-чита-



6. Наблюдение за чередованием гласных е-и в корнях глаголов несовершенного и совершенного вида.

Упр. 611.













Изучают теорию учебника. Записывают основные положения теории в словарики для заучивания.





















Наблюдают за чередованием гласных в глаголах. Работают устно, в парах.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

4.Физминутка (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Физминутка.

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;



  • координировать деятельность учащихся;



  • контролировать

выполнения

заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.


7. Образование однокоренных глаголов несовершенного вида с помощью суффикса а.

Упр. 612.



8. Понятие об омонимичных корнях.

Упр. 613.



9. Самостоятельная работа.

- Составьте 5-6 предложений с глаголами, имеющими в корне чередование букв е-и.





Работают с учебником.

Образуют однокоренные глаголы, при проверке оценивают друг друга.

Учатся различать омонимичные корни.





Работают самостоятельно, при проверке оценивают друг друга.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

6.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания



- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Расскажите о правописании корней с чередованием е-и.

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.



Учащиеся высказывают свое впечатление от урока.



Отвечают на вопросы.













Оценивают друг друга.

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)



7.Домашнее задание.

Домашнее задание: § 75, упр. 615.

Записывают домашнее задание.


























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ