Конспект урока русского языка в 5 классе «Самостоятельные и служебные части речи»
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Самостоятельные и служебные части речи»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид деятельности: коллективная, групповая
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- повторить основные сведения о частях речи;
- сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи;
- выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
- раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
2. Проверка домашнего задания.
1) Беседа о строении текста типа описания предмета.
- Какие типы речи вам известны?
- Что доминирует в описании, повествовании, рассуждении? Аргументируйте свой ответ.
- С какими видами описания текстов вы уже работали? Что для них характерно?
- Из каких структурных частей состоит тип текста описания?
2) Создание эмоционального настроя, вызванного описанием текста.
Работа с текстом.
Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но еще живы воспоминания о том, как все мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника и с нетерпением ожидали того вечера, когда с жаром доставались из шкафа в передней запыленные картонные коробки из-под старых шляп. Стиралась с них тряпкой пыль и открывались крышки. Из коробок весело выглядывал какой-то особый мир – мир праздников. Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», елочной канители. Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные стеклянные шары. А как хороши были ватные зайчики, белки, мишки! Как празднично сверкали усыпанные блестками звезды!
Очень весело было перебирать старые елочные украшения, но еще веселее – делать новые. Каждый год клеились маленькие корзиночки. В каждую корзиночку клалась конфета. И до чего же вкусны оказывались потом эти конфеты с елки! Куда вкуснее свежих, из магазина!
(По Г. Скребицкому)
- Каким настроением проникнут текст?
- Какие слова и выражения в прозвучавшем тексте привлекли ваше внимание? Почему?
Отвечают на вопросы.
Работают с текстом в парах.
Анализируют текст.
Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель:
- воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;
- прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);
- учить видеть предмет как часть целого.
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
3. Введение нового материала.
1) Рассуждение над смыслом эпиграфа (стр.208).
Самые правила языка не изобретаются,
а в нем уже существуют: надобно
только открыть и показать оныя.
Н.М.Карамзин.
2) Наблюдение за употреблением слов различных частей речи в тексте.
Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шерстка густая и жесткая, темно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!
Зачитывают эпиграф, объясняют смысл.
Работают с текстом на раздаточных листах, следят за употреблением слов разных частей речи.
Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)
Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)
Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
4.Физминутка (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
Физминутка.
Выполняют упражнения.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать
выполнения
заданий
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
3) Морфология как наука о частях речи:
1. Повторение сведений об основных частях речи, разграничение самостоятельных и служебных частей речи (стр. 208-209, упр. 581, 582, 584)
2. Выделение слов, правописание которых зависит от принадлежности к определенной части речи.
Упр. 583, 585.
Работают с учебником, по таблице. Повторяют сведения об основных частях речи.
Выполняют упражнения в парах, при проверке оценивают друг друга.
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
6.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока.
Отвечают на вопросы.
Оценивают друг друга.
Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)
Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
7.Домашнее задание.
Домашнее задание: упр. 586, 587, подготовить упр. 588 для словарного диктанта.
Записывают домашнее задание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ