Урока русского языка для 6 класса на тему «Определительные местоимения»
Урока русского языка для 6 класса на тему «Определительные местоимения»
Тема урока: «Определительные местоимения»
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 6
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
1) сформировать понятие об определительных местоимениях;
2) вырабатывать умение находить определительные местоимения в тексте и употреблять их в речи;
3) сформировать умения употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своем составе определительные местоимения;
4) расширить лексический запас учащихся;
5) отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос-беседа.
- Что называется местоимением?
- Какие разряды местоимений вы знаете?
- Каким членом предложения может быть местоимение?
- Какие личные местоимения вы знаете?
- Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?
- Как изменяются личные местоимения?
- Что вы знаете о возвратном местоимении себя?
- Какова особенность возвратного местоимения?
- Назовите притяжательные местоимения.
- На что указывают эти местоимения?
- Назовите указательные местоимения.
- Как изменяются указательные местоимения?
Отвечают на вопросы.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.
Подлежащим, дополнением, определением.
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
Потому что обозначают лицо, человека, животное.
Они изменяются по падежам. Местоимение он изменяется по родам.
Возвратное местоимение себя указывает на то лицо, о котором говорят.
Оно не имеет именительного падежа и форм рода и числа.
Мой, твой, наш, ваш, свой.
Они указывают какому лицу принадлежит предмет.
Этот, тот, такой, таков, столько, сей, оный.
Как и полные имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. В предложении являются определениями.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
1. Изучение нового материала.
- На доске записаны местоимения. Определите разряд этих местоимений.
Я, тот, некоторый, этот, весь, себя, любой, никакой, сколько, нисколько, несколько, кто, никто, некто, твой, наш, их, ничей, некого, нечего, кто-то, что-нибудь, который, каков, она, их, мы, ваш, несколько, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.
- Назовите определительные местоимения.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об определительных местоимениях.
2. Знакомство с теорией учебника.
- Определительные местоимения служат средством уточнения того предмета, о котором идет речь, они придают ему значение выделения или обобщения. Они изменяются по родам, по числам и по падежам, как и прилагательные. В предложении определительные местоимения чаще всего выступают в роли определений, но могут выступать и в роли подлежащего и дополнения.
Определяют разряд местоимений в парах. Работают устно.
Записывают тему урока в тетрадях.
Работают с теорией учебника.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
1. Работа с таблицей.
Местоимение
Изменяется по числам
Изменяется по падежам
Изменяется по родам
Такой большой
Какой маленький
Твой карандаш
Наше дело
Ты да я
Мы с тобой
Самый лучший
Любой другой
Открой ту дверь
- Поставьте галочку в графе «изменяется по числам», «изменяется по падежам», «изменяется по родам», в зависимости от того, как изменяется то или иное местоимение.
2. Коллективная работа.
- Просклоняйте словосочетания:
Самый дорогой, о самом хорошем моменте, любой момент, иной раз, в другой раз.
3. Коллективная работа.
- Запишите предложения, найдите определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.
Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет и сам про себя удалую, хвастливую песню поет. (Н.Некрасов) Всякая работа мастера хвалит. (Пословица) Казалось, вся природа хотела, чтобы брызнул дождь. (А.Чехов) Каждый год весна приходит такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая. (М.Пришвин)
4. Работа с учебником.
1) сравнение падежных форм местоимений сам и самый.
Упр. 35
2) наблюдение за употреблением определительных местоимений в тексте «Своя песня» Н.Сладкова.
Упр. 36
3) группировка местоимений по разрядам.
Упр. 37
Работают с таблицей на раздаточном материале в парах, отмечают галочкой в графе «изменяется по числам», «изменяется по падежам», «изменяется по родам», в зависимости от того, как изменяется то или иное местоимение.
При проверке оценивают друг друга.
Склоняют словосочетания в парах. При проверке оценивают друг друга.
Работают в парах, записывают предложения, находят определительные местоимения, подчеркивают их как члены предложения. При проверке оценивают друг друга.
Сравнивают формы местоимений, составляют и записывают с ними словосочетания.
Анализируют текст Н.Сладкова в группах.
Распределяют местоимения по разрядам.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Перечислите определительные местоимения.
- Каковы особенности определительных местоимений?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Домашнее задание. § 6 упр. 38 (употребление в тексте подходящих по смыслу определительных местоимений).
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ