Конспект урока русского языка для 5 класса на тему «Как образуются глаголы»
Конспект урока русского языка для 5 класса на тему «Как образуются глаголы»
Тема урока: «Как образуются глаголы»
Составила: Климова Александра Владимировна.
Класс: 5
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
1) дать понятие о способах образования глаголов, приставочном и суффиксальном;
2) понаблюдать за словообразовательными значениями приставок с помощью морфемного анализа;
3) расширить лексический запас учащихся.
2.Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
2. Проверка домашнего задания.
1) Беседа о слитном и раздельном написании не с глаголами :
- Как обычно пишется не с глаголами?
- В каких случаях не с глаголом пишется слитно?
2) Распознавание глагола как части речи.
- Выпишите однокоренные слова. Подчеркните глаголы. Докажите, что подчеркнутые слова – глаголы. Определите вид и спряжение глаголов.
Рядом
С нами
Лени
Жить запрещено
Помните, ребята,
Правило одно:
Сам барабан
Не забарабанит,
Медная труба
Сама
Трубить
Не станет!
Ю. Яковлев.
- Найдите предложение с обращением. Объясните постановку знаков препинания при обращении.
Отвечают на вопросы.
Выполняют работу в парах. При проверке оценивают друг друга.
Объясняют постановку знаков препинания при обращении.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.
3. Знакомство с основными способами словообразования глагола.
1) Представление об образовании глаголов с помощью приставок и суффиксов.
- Устная и письменная работа над упр. 600 на стр. 213. В результате учащиеся устанавливают типичные словообразовательные модели глаголов.
- Расскажите об основных способах образования глаголов в русском языке.
Работают с учебником, разбирают и анализируют примеры из упр. 600, устанавливают словообразовательные модели глаголов.
Перечисляют основные способы образования глаголов.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
2) Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
- Образуйте глаголы от других глаголов.
Образец: строить – пере-строить, по-строить, от-строить, до-строить, недо-строить.
Слова для образования:
Печатать, пилить, садить, лежать, плясать, ходить, плакать, говорить, слушать, стучать, бежать, читать.
3) Роль приставок при образовании глаголов.
- Образуйте с помощью различных приставок глаголы, которые можно использовать при описании игры в футбол (баскетбол).
Бросить, давать, хватать, бить.
4) Выполнение тренировочных упражнений.
Упр. 601, 602
- Определите способ образования глаголов.
Упр. 603
- Выпишите глаголы с приставками, разберите по составу.
- Выполните синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Работают в парах, образуют глаголы с помощью приставок.
Осознают роль приставки при образовании глаголов.
Работают с учебником.
Определяют способ образования глаголов.
Разбирают по составу выписанные глаголы с приставками.
Выполняют синтаксический разбор сложного предложения.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Перечислите основные способы образования глаголов в русском языке.
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Домашнее задание. § 73 упр. 604(заменить словосочетания подходящими по смыслу глаголами, разобрать по составу).
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ