Конспект урока для 6 класса «Неизвестное. Новое. Очевидное. Причастный оборот»
Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Тип урока: урок изучения нового материала (УМК М.М. Разумовской)
Разработала: учитель
русского языка и литературы:
Свечкова Анна Николаевна
Дата проведения: 30.01.2015г.
Тема
«Неизвестное. Новое. Очевидное. Причастный оборот»
Цель, учебные задачи:
Коммуникативная задача
(для детей):
создание собственного монологического высказывания с использованием причастных оборотов
Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через включение их в восприятие текста, лингвистический анализ, сопоставление различных синтаксических конструкций, прогнозирование
Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей.
3. Нравственное воспитание ответственности перед окружающими людьми.
4. Развитие навыков сотрудничества.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы.
Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно строить монологическое высказывание.
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
1. Освоение доступных способов анализа предложений (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников.
2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения.
Основные понятия:
Причастие, причастный оборот,
Современные образовательные технологии;
Методы и приёмы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Обучение посредством чтения и письма.
Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.
Приёмы: прогнозирование, дискуссия, мозговой штурм, метод вопросов, метод ассоциаций.
Организация пространства
Групповая работа.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Хронограф
1. Организационный момент
Цель:
эмоциональный настрой, включение в деловой ритм.
(слайд 1) Дети входят в класс. Рассаживаются по группам.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы школы № 10 г. Сызрани.
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто любит совершать открытия. Спасибо. Мы такие похожие, и на этот урок мы одна команда. И я предлагаю совершить открытие. Наш урок я назвала «Неизвестное. Новое. Очевидное». Я надеюсь, что сегодня что-то неизвестное станет для вас новым, а потом очевидным.
- Но путь от неизвестного к очевидному часто связан с опасностью, и чтобы не случилось беды, я предлагаю вам на уроке вспомнить правила дорожного движения
- Итак, урок начинается.
- Однажды я стала свидетелем вот такой истории. (Читаю текст)
- Как видите, часть текста исчезла. В моем компьютере произошел сбой. Вы поможете мне восстановить текст? Для этого нам понадобятся ваши знания.
- Я знаю, что вы начали изучать причастие. Давайте найдем их в тексте.
- Как вы определили, что это причастие? Давайте вы будете выходить к доске и объяснять.
- Итак, какие словосочетания у нас получились? Расскажите об их строении.
- А теперь давайте попробуем восстановить текст. (слайд № 3)
Распределение по группам.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные:
Принятие коллективного решения коммуникативной задачи.
5 мин
2.Стадия вызова. Актуализация знаний.
Цель:
формирование познавательной активности, активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.
Постановка цели
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О причастии). И не просто о причастии, а о новом понятии – о причастном обороте. Запишем тему в тетрадь.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Известное понятие? Как вы думаете, чтобы узнать что-то неизвестное, что нужно сделать? Верно, задать правильные вопросы. Подумайте 5 секунд, какие вопросы вам хочется задать по теме урока.
А теперь в течение минуты обсудите в группе, какие 4 вопроса - самых важных - вы включите в свои маршрутные листы. Запишите их в незаполненные кружочки. Это и будет ваш путь к открытию. Озвучивать результаты будет участник № 2. Итак, 1 минута.
- Время закончилось. Внимание. Команды представьте ваши вопросы, а я буду записывать их на доске. Так у нас получится общий план действий.
- Ну что же, маршрут намечен. Однако любой путь должен прежде всего безопасным. Поэтому я предлагаю вспомнить правила дорожного движения. Но об этом чуть позже.
Выполняют задание,
тренирующее отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслительные
операции и учебные навыки
Воспринимают информацию, осмысливают задание, формулируют вопросы по теме
Представляют результат коллективной работы
Личностные:
формирование личностной мотивации.
Регулятивные: постановка целей урока, создание примерного плана действий
Коммуникативные: приятие коллективного решения
3 мин
1мин
1 мин
3. Стадия осмысления
Цели: развитие познавательной активности, формирование нового знания
Постановка учебной задачи.
- А теперь в путь! Предположите, пожалуйста, почему данный оборот назван причастным?
- А почему оборот? Что значит оборот? Какие однокоренные слова подберете? Подберите синонимы. (оборачивает, описывает, рассказывает)
- Что же он описывает? Предположите.
- Слово. Какое? Какую часть речи? (Существительное) Что заменяет существительное? (местоимение)
- С помощью чего происходит это описание?
Давай возьмем какое-нибудь существительное, связанное с дорожным движением. (Пешеход). Хорошо. Что он делает? (Переходит дорогу.) Образуйте причастие – переходящий. Молодцы. Что делающий? – Переходящий. Много мы рассказали о существительном? Нет. Нужны еще слова? Да. Переходящий что? – Дорогу. – Переходящий дорогу как? – На зеленый свет. Переходящий как? – Правильно. Больше мы узнали о существительном?
Попробуем сделать вывод, что же такое причастный оборот.
Молодцы.
- Как вы думаете, а эти слова будут главными для причастия или будут зависеть от него? (Правильно, зависеть, т.е. помогать причастию рассказать что-то о существительном или местоимении)
-Давайте прочитаем определение причастного оборота.
- С помощью этого причастного оборота мы рассказали, какой ПЕШЕХОД. Другими словами, мы дали ему определение. Существительное, к которому относится причастный, мы будет называть (внимание: новое понятие) ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО.
Отвечают на вопросы учителя
Логически мыслят, делают выводы
Регулятивные: целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу.
Познавательные: формулировать проблему, находить способы решения.
Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками.
3 мин
4 мин
Информационно – операционный
Организует учащихся для
применения нового знания.
Исполняет роль консультанта.
- Откройте, пожалуйста, конверты. В них вы найдете справочные материалы, которые вам помогут работать с новыми понятиями.
- А теперь я попрошу вас посмотреть на доску. Прочитайте словосочетания.
- Такие же словосочетания у вас лежат на столах. Работаем в парах с товарищем по плечу. Найдите среди словосочетаний причастные обороты, докажите графически, что эти словосочетания причастные обороты. Как это сделать? Правильно, задав вопрос от причастия - 3 минуты.
А теперь обсудите полученные результаты в группе – 1 минуты. Отвечать потом будут участники № 4. Запишите на доске полученные причастные обороты, объясните свое решение графически.
Проверка выполнения задания:
- Сядьте удобно, так, чтобы вы видели доску и отвечающих.
В это время беседа с классом:
- Как вы находили причастные обороты? (задавали вопросы; если главным словом являлось причастие, то это причастный оборот)
- А теперь, ребята, в группах подберите к записанным причастным оборотам определяемые слова, отметим так, как показано в справочном материале и как мы делали.
- Прочитаем, что у вас получилось. Участники №3 в это время оформляют работу на доске.
- Молодцы, ребята. Однако мы пока работали с вами со словосочетаниями, а причастный оборот – это всё-таки часть предложения. Поэтому следующее задание. Откройте конверты. В них вы видите листы с предложениями и иллюстрациями. Прочитаем предложения.
- В течение 30 секунд соотнесите иллюстрации и предложения, работая в группе. Не забывайте показывать готовность.
Проверка результатов.
- А теперь в течение 1 минут вы работаете по алгоритму, анализируя предложения в группе. 1 команда - с 1 предложением; 2-ая – со вторым, 3-я – с третьим, 4-ая – с четвертым, 5-ая – с пятым.
- Теперь, поиграем в «Зигзаг»: все участники № 1 собираются за 1 столом, все участники №2 – за вторым и т.д. В течение 2 минут вы знакомите одноклассников с результатами деятельности своей команды. Таким образом у вас у всех будут разобраны все предложения. Каждый участник проговаривает анализ предложения по алгоритму. Через две минуты вы возвращаетесь в свои команды.
- Я даю вам 30 секунд, чтобы проанализировать полученные результаты. Представлять их будут участники № 1. Алгоритм на экране. Листочки с записями возьмите с собой.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Я тоже хочу вам напомнить, что
Человек, соблюдающий правила дорожного движения, бережёт свою жизнь и жизнь окружающих людей.
- Я желаю вам помнить об этом всегда.
- А теперь вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока. На все из них мы дали ответ? Какие остались без ответа?
- У вас есть вопросы, которые хочется задать?
Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности.
Применяют полученные знания.
Применяют
алгоритм, модель и т.д.,
анализируют синтаксические единицы, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов.
Отвечают на вопросы
Работа по алгоритму на столах
Регулятивные: умение планировать, моделировать, выстраивать рассуждения,
доказательства, выдвигать
гипотезу, обосновывать, контролировать, оценивать, корректировать;
Коммуникативные:
сотрудничать в
поиске и выборе информации, создании монологического высказывания, контролировать, корректировать,
оценивать действия партнёра.
Познавательные:
Общеучебные -
формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим,
умение структурировать знания, выбирать эффективные способы
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание; моделировать.
Логические –
Анализ, синтез, группировка, сопоставление, обобщение, сравнение.
2 мин
3 мин
4 мин
4. Рефлексивно – оценочный.
Организует рефлексию.
- Молодцы. Ребята, а сейчас пусть каждый из вас подведет итог.
Переверните листочки, на обратной стороне вы видите слова. Я попрошу вас подумать и написать, что для вас сегодня
было НЕИЗВЕСТНЫМ,
что стало НОВЫМ,
что теперь является ОЧЕВИДНЫМ
- Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением. Для нас это важно.
- Я тоже подвела итог урока. Для меня неизвестным было, как пройдет наш урок, новым стало приятное знакомство с такими чудесными шестиклассниками и очевидным то, что у вас все в жизни будет получаться, потому что вы умеете работать в команде, внимательно слушать чужую точку зрения, вы стремитесь к новым знаниям.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения;
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия
2 мин
2 мин Слайд 22
5. Домашнее задание.
Организует деятельность по применению продукта.
Домашнее задание - § 35, правило, и я попросила бы вас зайти на мой сайт в гостевую и написать, какие еще открытия на уроках вы для себя сделали. Обязательное условие – использовать причастные обороты.
- Ребята, спасибо за урок.
1 мин
Слайд 23
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ