Конспект урока для 6 класса «Неизвестное. Новое. Очевидное. Причастный оборот»

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 6 класс

Тип урока: урок изучения нового материала (УМК М.М. Разумовской)


Разработала: учитель

русского языка и литературы:

Свечкова Анна Николаевна

Дата проведения: 30.01.2015г.


Тема

«Неизвестное. Новое. Очевидное. Причастный оборот»

Цель, учебные задачи:


Коммуникативная задача

(для детей):

создание собственного монологического высказывания с использованием причастных оборотов



Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через включение их в восприятие текста, лингвистический анализ, сопоставление различных синтаксических конструкций, прогнозирование


Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей.

3. Нравственное воспитание ответственности перед окружающими людьми.

4. Развитие навыков сотрудничества.


II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы.

Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно строить монологическое высказывание.


III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

1. Освоение доступных способов анализа предложений (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников.

2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения.


Основные понятия:

Причастие, причастный оборот,


Современные образовательные технологии;

Методы и приёмы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Обучение посредством чтения и письма.

Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.

Приёмы: прогнозирование, дискуссия, мозговой штурм, метод вопросов, метод ассоциаций.


Организация пространства

Групповая работа.


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Хронограф


1. Организационный момент

Цель:

эмоциональный настрой, включение в деловой ритм.

(слайд 1) Дети входят в класс. Рассаживаются по группам.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы школы № 10 г. Сызрани.

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто любит совершать открытия. Спасибо. Мы такие похожие, и на этот урок мы одна команда. И я предлагаю совершить открытие. Наш урок я назвала «Неизвестное. Новое. Очевидное». Я надеюсь, что сегодня что-то неизвестное станет для вас новым, а потом очевидным.


- Но путь от неизвестного к очевидному часто связан с опасностью, и чтобы не случилось беды, я предлагаю вам на уроке вспомнить правила дорожного движения

- Итак, урок начинается.

- Однажды я стала свидетелем вот такой истории. (Читаю текст)

- Как видите, часть текста исчезла. В моем компьютере произошел сбой. Вы поможете мне восстановить текст? Для этого нам понадобятся ваши знания.

- Я знаю, что вы начали изучать причастие. Давайте найдем их в тексте.

- Как вы определили, что это причастие? Давайте вы будете выходить к доске и объяснять.

- Итак, какие словосочетания у нас получились? Расскажите об их строении.

- А теперь давайте попробуем восстановить текст. (слайд № 3)





Распределение по группам.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

Принятие коллективного решения коммуникативной задачи.


5 мин




2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

Цель:

формирование познавательной активности, активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

Постановка цели

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О причастии). И не просто о причастии, а о новом понятии – о причастном обороте. Запишем тему в тетрадь.

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Известное понятие? Как вы думаете, чтобы узнать что-то неизвестное, что нужно сделать? Верно, задать правильные вопросы. Подумайте 5 секунд, какие вопросы вам хочется задать по теме урока.

А теперь в течение минуты обсудите в группе, какие 4 вопроса - самых важных - вы включите в свои маршрутные листы. Запишите их в незаполненные кружочки. Это и будет ваш путь к открытию. Озвучивать результаты будет участник № 2. Итак, 1 минута.


- Время закончилось. Внимание. Команды представьте ваши вопросы, а я буду записывать их на доске. Так у нас получится общий план действий.


- Ну что же, маршрут намечен. Однако любой путь должен прежде всего безопасным. Поэтому я предлагаю вспомнить правила дорожного движения. Но об этом чуть позже.

Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки


Воспринимают информацию, осмысливают задание, формулируют вопросы по теме









Представляют результат коллективной работы





Личностные:

формирование личностной мотивации.

Регулятивные: постановка целей урока, создание примерного плана действий

Коммуникативные: приятие коллективного решения

3 мин











1мин












1 мин





3. Стадия осмысления

Цели: развитие познавательной активности, формирование нового знания







Постановка учебной задачи.

- А теперь в путь! Предположите, пожалуйста, почему данный оборот назван причастным?

- А почему оборот? Что значит оборот? Какие однокоренные слова подберете? Подберите синонимы. (оборачивает, описывает, рассказывает)

- Что же он описывает? Предположите.

- Слово. Какое? Какую часть речи? (Существительное) Что заменяет существительное? (местоимение)

- С помощью чего происходит это описание?


Давай возьмем какое-нибудь существительное, связанное с дорожным движением. (Пешеход). Хорошо. Что он делает? (Переходит дорогу.) Образуйте причастие – переходящий. Молодцы. Что делающий? – Переходящий. Много мы рассказали о существительном? Нет. Нужны еще слова? Да. Переходящий что? – Дорогу. – Переходящий дорогу как? – На зеленый свет. Переходящий как? – Правильно. Больше мы узнали о существительном?

Попробуем сделать вывод, что же такое причастный оборот.

Молодцы.

- Как вы думаете, а эти слова будут главными для причастия или будут зависеть от него? (Правильно, зависеть, т.е. помогать причастию рассказать что-то о существительном или местоимении)

-Давайте прочитаем определение причастного оборота.

- С помощью этого причастного оборота мы рассказали, какой ПЕШЕХОД. Другими словами, мы дали ему определение. Существительное, к которому относится причастный, мы будет называть (внимание: новое понятие) ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО.


Отвечают на вопросы учителя

Логически мыслят, делают выводы




Регулятивные: целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу.

Познавательные: формулировать проблему, находить способы решения.

Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками.


3 мин





















4 мин










Информационно – операционный







Организует учащихся для

применения нового знания.

Исполняет роль консультанта.

- Откройте, пожалуйста, конверты. В них вы найдете справочные материалы, которые вам помогут работать с новыми понятиями.


- А теперь я попрошу вас посмотреть на доску. Прочитайте словосочетания.

- Такие же словосочетания у вас лежат на столах. Работаем в парах с товарищем по плечу. Найдите среди словосочетаний причастные обороты, докажите графически, что эти словосочетания причастные обороты. Как это сделать? Правильно, задав вопрос от причастия - 3 минуты.

А теперь обсудите полученные результаты в группе – 1 минуты. Отвечать потом будут участники № 4. Запишите на доске полученные причастные обороты, объясните свое решение графически.


Проверка выполнения задания:

- Сядьте удобно, так, чтобы вы видели доску и отвечающих.


В это время беседа с классом:

- Как вы находили причастные обороты? (задавали вопросы; если главным словом являлось причастие, то это причастный оборот)


- А теперь, ребята, в группах подберите к записанным причастным оборотам определяемые слова, отметим так, как показано в справочном материале и как мы делали.

- Прочитаем, что у вас получилось. Участники №3 в это время оформляют работу на доске.


- Молодцы, ребята. Однако мы пока работали с вами со словосочетаниями, а причастный оборот – это всё-таки часть предложения. Поэтому следующее задание. Откройте конверты. В них вы видите листы с предложениями и иллюстрациями. Прочитаем предложения.

- В течение 30 секунд соотнесите иллюстрации и предложения, работая в группе. Не забывайте показывать готовность.


Проверка результатов.


- А теперь в течение 1 минут вы работаете по алгоритму, анализируя предложения в группе. 1 команда - с 1 предложением; 2-ая – со вторым, 3-я – с третьим, 4-ая – с четвертым, 5-ая – с пятым.


- Теперь, поиграем в «Зигзаг»: все участники № 1 собираются за 1 столом, все участники №2 – за вторым и т.д. В течение 2 минут вы знакомите одноклассников с результатами деятельности своей команды. Таким образом у вас у всех будут разобраны все предложения. Каждый участник проговаривает анализ предложения по алгоритму. Через две минуты вы возвращаетесь в свои команды.


- Я даю вам 30 секунд, чтобы проанализировать полученные результаты. Представлять их будут участники № 1. Алгоритм на экране. Листочки с записями возьмите с собой.


- Ребята, наш урок подходит к концу. Я тоже хочу вам напомнить, что

Человек, соблюдающий правила дорожного движения, бережёт свою жизнь и жизнь окружающих людей.


- Я желаю вам помнить об этом всегда.


- А теперь вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока. На все из них мы дали ответ? Какие остались без ответа?

- У вас есть вопросы, которые хочется задать?


Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности.


Применяют полученные знания.


Применяют

алгоритм, модель и т.д.,

анализируют синтаксические единицы, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов.


























Отвечают на вопросы

















Работа по алгоритму на столах











Регулятивные: умение планировать, моделировать, выстраивать рассуждения,

доказательства, выдвигать

гипотезу, обосновывать, контролировать, оценивать, корректировать;

Коммуникативные:

сотрудничать в

поиске и выборе информации, создании монологического высказывания, контролировать, корректировать,

оценивать действия партнёра.

Познавательные:

Общеучебные -

формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим,

умение структурировать знания, выбирать эффективные способы

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание; моделировать.

Логические –

Анализ, синтез, группировка, сопоставление, обобщение, сравнение.

2 мин




























3 мин








4 мин


4. Рефлексивно – оценочный.


Организует рефлексию.

- Молодцы. Ребята, а сейчас пусть каждый из вас подведет итог.

Переверните листочки, на обратной стороне вы видите слова. Я попрошу вас подумать и написать, что для вас сегодня

было НЕИЗВЕСТНЫМ,

что стало НОВЫМ,

что теперь является ОЧЕВИДНЫМ


- Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением. Для нас это важно.


- Я тоже подвела итог урока. Для меня неизвестным было, как пройдет наш урок, новым стало приятное знакомство с такими чудесными шестиклассниками и очевидным то, что у вас все в жизни будет получаться, потому что вы умеете работать в команде, внимательно слушать чужую точку зрения, вы стремитесь к новым знаниям.


Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия.


Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения;

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

2 мин









2 мин Слайд 22


5. Домашнее задание.



Организует деятельность по применению продукта.

Домашнее задание - § 35, правило, и я попросила бы вас зайти на мой сайт в гостевую и написать, какие еще открытия на уроках вы для себя сделали. Обязательное условие – использовать причастные обороты.

- Ребята, спасибо за урок.




1 мин

Слайд 23




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ