Конспект урока для 3 класса "Родовые окончания глаголов прошедшего времени"

МБОУ «Гимназия №152» г. Казань

Учитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категории

класс-3, УМК «Планета знаний» 5-ый урок в разделе « О главном… Главные части слова и словосочетания. «Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения»

Тема: Родовые окончания глаголов прошедшего времени.

Тип: ОНЗ

Цели: - сформировать представления о связи родовых окончаний глаголов прошедшего времени с существительными, местоимениями,

- закреплять знания о главных членах предложения, о глаголе,

- учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени в роде,

- развивать орфографическую зоркость,

- развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний,

- воспитывать любовь к языку.


Оборудование.

1.Мультимедийная установка.

2.УМК «Планета знаний» Учебник «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О.Б.Калинина

3 класс, 2 часть с.22-23

3. Карточка с-р для определения рода у глагола прошедшего времени с самооценкой

4. Авторская презентация «Родовые окончания глаголов прошедшего времени»


Эталон.

м.р. м.р.

Существительное (местоимение) (что делал?) глагол


а

ж.р. ж.р.

Существительное (местоимение) (что делала?) глагол


о

ср.р. ср.р.

Существительное (местоимение) (что делало?) глагол


Мыслительные операции:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.


I. Самоопределение к учебной деятельности

1. Мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

2. определить содержательные рамки урока.


- Отгадайте - о какой части речи говорится?

Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- Какой была тема прошлого урока?


II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1.Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: родовые окончания глаголов прошедшего времени.

2.Акт-ть мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.

3.Зафиксировать необходимость выведения нового правила.

4.Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно-значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.


- Догадайтесь, о какой букве идёт речь?

Мало, маленький, смола, молоток.

- Она находится в корне прилагательного, этой буквой обозначается согласный, звонкий ,мягкий звук

- Какая это буква?

- Пропишем Л (Минутка чистописания)

- Что ещё знаем о букве л? (Формообразующий суффикс, образует форму прошедшего времени)

- От какой формы глагола образуется – форма времени глагола? ( начальной или неопределённой)

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени в единственном числе? ( по родам)

- Карточка. 3 класс

Определите род у глагола ( надпишите над глаголом род)

фамилия имя



1.Рисовал



2.Убежало



3.Читала



4.Надел



5.Трещала



6.Лежало



7.Выглянул



8.Замерзала



9.Сверкало



10.Улетал



Оцени свою работу (по слайду № 2)



  1. ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 – 4 ошибки – «3»

более 5 ошибок – « 2»



- Измените глагол светить по родам в единственном числе

( светил

Светило

Светила) запись на доске справа

- Назовите окончания

- ударные или безударные?



III. Постановка проблемы, учебной задачи.

1.Орг-ть коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения алгоритма.

2. Согласовать цель и тему урока.


- Продолжите предложение.

Лампочка…(Запись на доске слева)

Луч…

Солнце…

- Какую форму глагола ты выберешь в качестве сказуемого в каждое предложение

( светил, светила, светило)

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

- От чего будет зависеть выбор формы глагола? (от рода существительного)

- Сформулируйте своё затруднение.

( Не умеем выбирать форму глагола в необходимом роде, когда глагол связан с существительным или местоимением)

- Чему должны научиться?

( Надо научиться выбирать форму глагола)

-точнее (изменять родовые окончания глаголов прошедшего времени)

- Какова тема урока?

(Родовые окончания глаголов прошедшего времени)


IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма выбора глагола в нужном роде

2. Использовать выведенное правило на практике.


- Составим предложения.

- Что же надо сделать? Составим алгоритм

1.Найду существительное

2.Определю род существительного

3.Задамвопрос от существительного к глаголу

4.По вопросу изменю окончание глагола.

5. ударное или безударное окончание у глагола?


6. Всегда ли этим алгоритмом будем пользоваться? ( слайд №3)



- Значит, если

м.р., м.р.,

существительное ( что делал? ) глагол


а

ж.р., ж.р.,

существительное ( что делала? ) глагол


о

ср.р., ср.р.,

существительное ( что делало? ) глагол (слайд №4)


На что это похоже? ( Эталон) ( слайд № 5)


Запишем эти предложения, графически укажем, на чём основывается выбор окончания.


учебник с.22 Эталон (правило) Как графически указано, на чём основывается выбор окончания.

V. Первичное закрепление в речи.

1. Проговорить новый способ действия во внешней речи.

2. Установить самостоятельность этого способа

- повторим эталон.

- Всегда ли этим алгоритмом будем пользоваться?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

2.Проверить умение пользоваться новым способом

3. Выявить и исправить ошибки

4. Создать ситуацию успеха.


с.22 упражнение 48

выполните по заданию

- проведите проверку по эталону

- Кто допустил ошибки?

- определите место и причину ошибки

- Исправьте ошибки

- Над чем надо ещё поработать?


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  1. уяснить место использования новой технологии в системе изученных орфограмм.

  2. Поупражняться в употреблении безударных родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

3.Формировать умение использовать полученные знания по назначению.


с.23 упражнение 49 – работайте в паре

- Каким новым знанием мы пополним копилку знаний?

- Где и когда можно пользоваться этим эталоном? ( составление предложений, написании сочинений, изложений)

- Выполните в упражнении первые три предложения.

- Кто ошибся? (Взаимопроверка)

- В каком месте?

- Найдите и исправьте ошибки


VIII. Рефлексия учебной деятельности.

  1. Оценить результаты собственной деятельности.

  2. Согласовать домашнее задание.

3. Зафиксировать метод коррекции ошибок.

4. Наметить цели последующей работы.

- В чём смысл этого эталона?

- Какие затруднения испытываете?

-В чём?

- Сформулируйте своё затруднение.

- Над чем надо ещё поработать?


- Выберите домашнее задание.

1.Тем, кто затрудняется, закончите упражнени49.

2.Тем, кто уверен, упражнение 50.

3. Задание для умников - придумать и составить 6 простых предложений и доказать написание родовых окончаний глагола.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ