Конспект урока для 3 класса "Родовые окончания глаголов прошедшего времени"
МБОУ «Гимназия №152» г. Казань
Учитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категории
класс-3, УМК «Планета знаний» 5-ый урок в разделе « О главном… Главные части слова и словосочетания. «Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения»
Тема: Родовые окончания глаголов прошедшего времени.
Тип: ОНЗ
Цели: - сформировать представления о связи родовых окончаний глаголов прошедшего времени с существительными, местоимениями,
- закреплять знания о главных членах предложения, о глаголе,
- учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени в роде,
- развивать орфографическую зоркость,
- развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний,
- воспитывать любовь к языку.
Оборудование.
1.Мультимедийная установка.
2.УМК «Планета знаний» Учебник «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О.Б.Калинина
3 класс, 2 часть с.22-23
3. Карточка с-р для определения рода у глагола прошедшего времени с самооценкой
4. Авторская презентация «Родовые окончания глаголов прошедшего времени»
Эталон.
м.р. м.р.
Существительное (местоимение) (что делал?) глагол
а
Существительное (местоимение) (что делала?) глагол
о
Существительное (местоимение) (что делало?) глагол
Мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.
I. Самоопределение к учебной деятельности
1. Мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
2. определить содержательные рамки урока.
- Отгадайте - о какой части речи говорится?
Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Какой была тема прошлого урока?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1.Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: родовые окончания глаголов прошедшего времени.
2.Акт-ть мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.
3.Зафиксировать необходимость выведения нового правила.
4.Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно-значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.
- Догадайтесь, о какой букве идёт речь?
Мало, маленький, смола, молоток.
- Она находится в корне прилагательного, этой буквой обозначается согласный, звонкий ,мягкий звук
- Какая это буква?
- Пропишем Л (Минутка чистописания)
- Что ещё знаем о букве л? (Формообразующий суффикс, образует форму прошедшего времени)
- От какой формы глагола образуется – форма времени глагола? ( начальной или неопределённой)
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени в единственном числе? ( по родам)
- Карточка. 3 класс
Определите род у глагола ( надпишите над глаголом род)
фамилия имя
1.Рисовал
2.Убежало
3.Читала
4.Надел
5.Трещала
6.Лежало
7.Выглянул
8.Замерзала
9.Сверкало
10.Улетал
Оцени свою работу (по слайду № 2)
ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3 – 4 ошибки – «3»
более 5 ошибок – « 2»
- Измените глагол светить по родам в единственном числе
( светил
Светило
Светила) запись на доске справа
- Назовите окончания
- ударные или безударные?
III. Постановка проблемы, учебной задачи.
1.Орг-ть коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения алгоритма.
2. Согласовать цель и тему урока.
- Продолжите предложение.
Лампочка…(Запись на доске слева)
Луч…
Солнце…
- Какую форму глагола ты выберешь в качестве сказуемого в каждое предложение
( светил, светила, светило)
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
- От чего будет зависеть выбор формы глагола? (от рода существительного)
- Сформулируйте своё затруднение.
( Не умеем выбирать форму глагола в необходимом роде, когда глагол связан с существительным или местоимением)
- Чему должны научиться?
( Надо научиться выбирать форму глагола)
-точнее (изменять родовые окончания глаголов прошедшего времени)
- Какова тема урока?
(Родовые окончания глаголов прошедшего времени)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1.Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма выбора глагола в нужном роде
2. Использовать выведенное правило на практике.
- Составим предложения.
- Что же надо сделать? Составим алгоритм
1.Найду существительное
2.Определю род существительного
3.Задамвопрос от существительного к глаголу
4.По вопросу изменю окончание глагола.
5. ударное или безударное окончание у глагола?
6. Всегда ли этим алгоритмом будем пользоваться? ( слайд №3)
- Значит, если
м.р., м.р.,
существительное ( что делал? ) глагол
а
существительное ( что делала? ) глагол
о
существительное ( что делало? ) глагол (слайд №4)
На что это похоже? ( Эталон) ( слайд № 5)
Запишем эти предложения, графически укажем, на чём основывается выбор окончания.
учебник с.22 Эталон (правило) Как графически указано, на чём основывается выбор окончания.
V. Первичное закрепление в речи.
1. Проговорить новый способ действия во внешней речи.
2. Установить самостоятельность этого способа
- повторим эталон.
- Всегда ли этим алгоритмом будем пользоваться?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
2.Проверить умение пользоваться новым способом
3. Выявить и исправить ошибки
4. Создать ситуацию успеха.
с.22 упражнение 48
выполните по заданию
- проведите проверку по эталону
- Кто допустил ошибки?
- определите место и причину ошибки
- Исправьте ошибки
- Над чем надо ещё поработать?
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
уяснить место использования новой технологии в системе изученных орфограмм.
Поупражняться в употреблении безударных родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
3.Формировать умение использовать полученные знания по назначению.
с.23 упражнение 49 – работайте в паре
- Каким новым знанием мы пополним копилку знаний?
- Где и когда можно пользоваться этим эталоном? ( составление предложений, написании сочинений, изложений)
- Выполните в упражнении первые три предложения.
- Кто ошибся? (Взаимопроверка)
- В каком месте?
- Найдите и исправьте ошибки
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Оценить результаты собственной деятельности.
Согласовать домашнее задание.
3. Зафиксировать метод коррекции ошибок.
4. Наметить цели последующей работы.
- В чём смысл этого эталона?
- Какие затруднения испытываете?
-В чём?
- Сформулируйте своё затруднение.
- Над чем надо ещё поработать?
- Выберите домашнее задание.
1.Тем, кто затрудняется, закончите упражнени49.
2.Тем, кто уверен, упражнение 50.
3. Задание для умников - придумать и составить 6 простых предложений и доказать написание родовых окончаний глагола.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ