Конспект урока для 3 класса «Род несклоняемых имён существительных»

Конспект урока русского языка , 3 класс.

Тема урока: «Род несклоняемых имён существительных».

Цель урока: сформировать представление о роде несклоняемых существительных, научить работать со статьёй в толковом словаре.

Задачи урока: организовать работу по наблюдению за языковым материалом для нахождения необходимой информации, обсуждать и оценивать полученные результаты и применять их к новым ситуациям, воспитывать интерес к изучаемому.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.

Методы и технологии обучения: исследовательская деятельность.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Средства наглядности: рабочие листы, толковые словари русского языка, компьютерная презентация.

Этапы урока. Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формы организации. Методы и приёмы работы.

Универсальные учебные

действия.

1. Орг. момент. Задача этапа: подготовка учащихся к работе на уроке.

-Здравствуйте, ребята! Урок русского языка. Проверьте готовность к уроку.


Коллективная.


словесный

Коммуникативные, личностные планирование учебного сотрудничества

2. Минутка чистописания. Задача этапа: повторить каллиграфическое письмо букв и соединений.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

-Прописывают написание трудных соединений.

Записывают в тетради.







Индивидуальная

Практический.



3. Актуализация знаний. Мотивация.


- Какую большую тему мы начали изучать на уроках?

-Что мы знаем о существительном?

-Как определить род имён существительных?





На экране даны слова: конь, рука, книги, море ,осень, метро, кенгуру ,глазки, кофе.


-Определите род у этих имён существительных.








-Какие слова вызвали затруднения? Почему?

-Какая появилась проблема?



-На этом уроке мы с вами будем исследователями. Каким будет главный вопрос нашего исследования?






-Давайте определим цель нашего исследования.








-Как найти ответы на вопросы?





-Нам сегодня поможет толковый словарь, он поможет решить нашу проблему. (Учитель показывает, как работать со словарём).


- Имя существительное.

-Ответы детей (по памятке)

-Заменить существительное одним из слов: он (мой), она (моя), оно (моё), подобрать по смыслу имя прилагательное.







Учащиеся дают полный ответ, определяя род каждого существительного.(У детей возникают разногласия при определении рода несклоняемых существительных)

-Кофе, кенгуру, метро.

-Не знаем, как определить род этих слов.



-Как определить род несклоняемых существительных? Что делать, если сомневаешься, какого рода существительное?



-Цель: найти род несклоняемых имён существительных, выяснить, где найти информацию о роде определённого существительного. Слайд 2



-Надо обратиться к учебнику, спросить у взрослых.



-Учащиеся знакомятся со словарём.

Фронтальная,

словесный

Регулятивные УУД.



(целеполагание)



(прогнозирование)







Познавательные

(в соответствии с заданным вопросом строят ответ в устной форме)







Коммуникативные

(умение полно и точно выражать свои мысли)







Регулятивные

(целеполагание)

4. Исследование в малых группах.


- Каждая группа возьмёт одно из слов, которое вызвало у вас затруднение. Выясните по словарю род, попробуйте правильно составить словосочетание. Но сначала вместе составим план исследования:

1.Найди слово в толковом словаре.

2.Выяснить род.

3.Составить словосочетание с этим словом. Слайд 3


- Учащиеся работают в группах:

1 группа:

Розов…(-ый, -ая, -ое) фламинго,

Широк…(-ий, -ая, -ое) шоссе.

2 группа:

Вкусн…(-ый, -ая, -ое) эскимо,

Груст…(-ый, -ая, -ое) шимпанзе.

3 группа:

Горяч…(-ий, -ая, -ее) какао,

Нов…(-ый, -ая, -ое) пианино,

4 группа:

Интересн…(-ый, -ая, -ое) кино,

Забавн…(-ый, -ая, -ое) кенгуру.

Наглядный, практический.


Групповая

Познавательные.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

5. Обмен информацией.






6. Связывание информации. Обобщение.































Физкультминутка:

- Каждая группа представит работу остальным. Выберите одного человека из группы, он нам объяснит, как выполнялось задание.



-Что объединяло работу всех групп?

-Как вы определяли род у неизменяемых имён существительных? Почему?

-Запишем наши выводы. Слайд 4.











-Сравним наш вывод с правилом в учебнике.















Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем.

А потом их тянем вверх

Отдохнёт спина у всех.

Мы на плечи руки ставим

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим

Раз, два, три, четыре, пять.

-Один ученик работает у доски, получившиеся словосочетания учащиеся записывают в тетрадь.




-Ответы детей.







Учащиеся записывают выводы в свои «тетрадки – подсказки»

1.Род неизменяемых имён существительных надо запомнить.

2.В случае затруднений обратиться к толковому словарю.



-Учащиеся работают по учебнику на стр.29 (страничка для любознательных). Дети читают слова и относят их к соответствующему роду

(пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино – ср.р.)

(пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе –м.р.)


Практический, беседа.

Индивидуальная, коллективная.

Познавательные, (умение обобщать, делать выводы).


Коммуникативные



































Личностные

7. Применение.































8.Подведение итогов.















Рефлексия.

-А теперь вы должны применить полученные на уроке знания.


Работа с деформированными предложениями.

-Составьте и запишите предложения, изменив форму слов.



Самостоятельная работа.

1 вариант. Распределите слова по столбикам (м.р.; ж.р. ; ср.р.)

Пальто, фламинго, пони, эскимо, такси, глушь, кофе, кафе, шоссе.

2 вариант. Найдите в каждой группе лишнее слово:

1.Поле, шимпанзе, здоровье, солнце.

2.Урожай, кофе, мост, шоссе, орден.

-Оцените себя.





-Какая цель исследования была на сегодняшнем уроке?

-Что нового узнали об определении рода имён существительных?

-Каким способом получили информацию?

-Вернёмся к началу урока. Давайте определим род слов, которые вызвали у вас затруднения.



-Продолжи фразу:

1. Сегодня я узнал….

2.Было интересно….

3.Теперь я могу….

4.Меня удивило…

5. Мне захотелось…

-1. Московский, самый, метро, в мир, красивый.

2.Утро, крепкий, чёрный, пить, всегда, кофе.



Взаимопроверка.









-Работу проверяют по сладу 4.












! – всё правильно

? – были ошибки





-Ответы учащихся.






-Нам помог метод исследования.


-Учащиеся по «цепочке» дают полный ответ.


Индивидуальная, коллективная.


Словесный, практический.








































Групповая, коллективная.

Практический.


Познавательные -



Коммуникативные





































Познавательные - решение проблемы, умение выбрать верный ответ, умение обобщать.


Логические, построение логической цепи рассуждения.




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ