Конспект урока для 4 класса "Обобщение знаний о частях речи - Счастливый случай"

Предмет: Русский язык.

Тип урока: урок – игра.

Цели урока: упражнения в распознавании частей речи, их правильном употреблении в устной и письменной речи, тренировка в употреблении синонимов.

Развитие интеллектуальных способностей.

Воспитание любви к родному языку.

Методы: наглядный, практический, частично – поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: работа в группах.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.


2. Работа по теме урока.

Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка.

Его тему вы определите, выполнив следующее задание. Распределите данные слова в три столбика:

Малина, дом, крыло, зеленый, идет, пахать, кислое, водный.


Проверка.

- По каким признакам вы распределили слова? А как одним словом можно назвать данные слова? Вывод.

- Итак, тема нашего урока «Обобщение знаний по частям речи».


Цели урока: - Что мы должны знать о частях речи?

1.Узнавать часть речи.

2.Признаки частей речи.


- Как я уже сказала наш урок необычный.

Он будет проходить в виде игры «Счастливый случай».

- Сейчас нам нужно разделить класс на 3 команды. Я вам загадаю загадку, а ее отгадка будет названием команды.

Школа,дом,трава,земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...


Он предметы оживляет.

Всех их в дело вовлекает.

Что им Делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про….


Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие?

С папой Существительным

Живет на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.


3. Оформление тетрадей.

Запись числа, классная работа.


4.Первый гейм - "Разминка".

1)- Составьте кластер о части речи, носящей название вашей команды. Кластер должен быть составлен по вопросам:

Вопросы для первой команды:

Что такое глагол?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Как изменяется?


Вопросы для второй команды             Вопросы для третьей команды

Что такое имя прилагательное?         Что такое имя существительное?

На какие вопросы отвечает?                На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?                                   Что обозначает?                    

Как изменяется?                                     Как изменяется?


2)Угадайте по признакам времена года. Из этих стихотворений выпишите словосочетания существительных с прилагательными.

Небо голубое, синие ручьи,                         Зеленый лес, синяя река,

В синих лужах плещутся                                Белые, пушистые

В стайках воробьи.                                          В небе облака.

Она пришла по снежному,

По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.



3)Прочитать и подумать над реконструкцией слова, определить часть речи этого слова.

Маша живет недалеко от КОЛЫШ.

На улице ЛОДОХНЫЙ воздух.

Ребята ЛИЛАСДЕ кормушку.


Подведение итогов первого гейма, объявление его результатов.


Второй гейм - "Заморочки из бочки".


4)Вопросы для первой команды.

1.От слова «маленький» образовать группу однокоренных слов, выделив корни (задание для команды).

2.Закончить пословицу, используя прилагательные-антонимы. «Старый друг лучше …….. двух» (задание для игрока).

Вопросы для второй команды.

1.От слова «веселый» образовать группу однокоренных слов, выделив корни(задание для команды) .

2.Закончить пословицу, используя прилагательные-антонимы. «Осенью дни ненастные, а весной …..»( задание для игрока).

Вопросы для третьей команды.

1.От слова «цветной» образовать группу однокоренных слов, выделив корни (задание для команды)

2.Закончи пословицу, используя прилагательные – антонимы.

«Горькая работа, да хлеб …….»(задание для игрока).


Подведение итогов второго гейма.


5)Третий гейм - "Весёлые нотки".

Он не оценивается, проводится вместо физкультминутки.


Четвертый гейм - "Тёмная лошадка"..

6)Отгадать анаграмму, разобрать отгадку по составу.


Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Весь же – в дневнике встречали.


В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроке идет


Корень извлечь из начинки не сложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в гудении явно услышишь.

Вместе на темы различные пишешь.



7) Найдите лишнее слово и объясните.

1 ком. Ель, еловый, ел, ельник.

2 ком. Летучий, полет, лето, летать.

3 ком. Смех, смешать, смешной, смешить.


8) Определите, какой частью речи выражены одинаковые слова.

1 ком. Затопили печь, чтобы пироги печь.

2 ком. Снежное покрывало всё поле покрывало.

3 ком. Мама развела белила и белила потолок.


Пятый гейм - "Гонка за лидером". Каждой команде дается по одному слову.

9)Назовите как можно больше признаков к словам: снег, вода, слива.

10)Определите род прилагательного: сладкая малина, голубая лагуна, яркое солнце.

11) Окончание глагола: набежала волна, загремел гром, засверкала молния.


Подведение итогов: Тема нашего урока.

Что мы должны знать о частях речи?


Подведение итогов гейма, подведение итогов игры.

Награждение команд.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ