Конспект урока для 5 класса "Паронимы"

Урок № 50 Класс -5 Дата –


Тема – Паронимы.

Цель: организовать учебную деятельность взаимодействия и сотрудничества

для развития самостоятельности обучаемых в поиске знаний.

Задачи:

- научиться понимать лексические и грамматические особенности паронимов, правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи;

- развивать устную и письменную речь учащихся, способности к анализу своей учебной деятельности на уроке (рефлексивные навыки);

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение радоваться успеху другого человека.


Формы работы – групповая и фронтальная.

Приемы – «Кубик», «Кластер»

Ход урока

Дети поделились на группы по карточкам с названиями «Слово», «Речь», «Мысль». Садятся за столы, на которых указатели по названиям групп.

  1. Стадия Вызов.

Применение приема «Кубик».

Слово учителя.

Сегодня мы узнаем об очень интересных словах – паронимах. Знание и понимание паронимов поможет вам правильно употреблять их в речи, обогатит ваш словарный запас, научит мыслить. Но в начале нашей работы давайте вспомним, расскажем о других интересных словах – синонимах и антонимах. Быстро, увлекательно построить свои знания в логическую цепочку вам помогут кубики, на каждой грани которых вы прочитаете задания. Итак, за работу!


. Группа «Слово» получает кубик с заданиями (на каждой грани по одному заданию):

1. Расскажите о синонимах. 2. К слову светлый подберите три синоима.

3. Составьте три предложения с синонимами. 4. Сделайте морфемный разбор слова светлый.


. Группа «Речь» получает кубик со следующими заданиями:

  1. Расскажите об антонимах. 2. Подберите антоним к слову широкий.

3.Составьте предложения с этими антонимами. 4. Произведите фонетический разбор слова широкий.


. Группа «Мысль». Задания по кубику.

  1. Что называется лексикой? 2. Что такое лексикология? 3. Как человек пополняет свой словарный запас? 3. Если непонятно лексическое значение слова, к каким источникам следует обращаться?

Подготовка групп к выступлению – 5 мин.

Защита выполненных заданий – 3 мин.

  1. Стадия Осмысление.

Знакомство с темой № 40 на странице учебника

Использование приема «Кластер»

Чтение, обсуждение в группах темы – 5 мин.

Вопросы для обсуждения (на каждом столе лист с вопросами):

  1. Что особенного в звучании и написании паронимов?

  2. Что можно рассказать о паронимах абонент - абонемент, континент -контингент, жесткий – жестокий?

  3. Обратитесь к Толковому словарю Ожегова, чтобы правильно рассказать об этих паронимах.

Защита подготовленных кластеров – 3 мин.

Вывод: «Паронимы – слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению».

  1. Выполнение письменных заданий. Грамматический практикум.

Задание: составьте словосочетания, подбирая паронимы к существительным.

Вода Биография Внимание

День Визит Голос

Капля Дистанция Доверие

Облака Лето Человек

Осень Отчет Смех

Слова для справок: дождевой - дождливый, короткий – краткий, особенный – особый.

4.Словарный диктант: страница № 125 учебника «Русский язык», упражнение 322. Задание: напишите слова, правильно расставив ударения, с помощью толкового словаря определите лексическое значение каждого слова.

3.Стадия Рефлексия.

1. Прием «Рефлексивное интервью».

Учитель задает выборочно детям вопросы: «Зачем человеку знать и понимать паронимы?», «Чему вы научились сегодня на уроке?»

Самооценивание учащихся по критериальной таблице (каждому ученику дается таблица).


Имя учащегося

Баллы

1.Хорошо изучил (а) грамматические и лексические особенности паронимов, могу объяснить и привести примеры, составить предложения.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл


2.Участвовал (а) в обсуждении темы, вносил (а) свои идеи, правильно выполнял (а) письменные и устные задания, помогал (а) товарищам в группе.

Хорошо - 2 балла.

Не очень хорошо – 1 балл

3.Соблюдал (а) культуру общения в группе

2 балла

Итоговая отметка: 6 баллов – «Отлично»

5 баллов – «Хорошо»

4 балла – «Удовлетворительно»



Домашнее задание: составить собственный текст описательного типа, используя паронимы сытый – сытный, написать свою творческую работу в тетради по развитию речи.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ