Конспект урока для 4 класса "Новые и устаревшие слова. Лексическое значение слова"
Вирясова Наталья Витальевна
Учитель начальных классов
СОПШДО № 17
города Павлодара
Класс 4
Занятие 3
Тема урока:
Новые и устаревшие слова. Лексическое значение слова
Цели:
Совершенствование знаний о лексическом значении слова и непостоянстве словарного запаса
Результаты обучения:
Умеют отличать архаизмы и неологизмы
Подбирают синонимы и антонимы к словам
Знают значение фразеолгических оборотов
Ключевые идеи:
Словарный запас постоянно изменяется, за счёт появления новых предметов и исчезновения старых.
Орг.момент
Актуализация опорных знаний
Операционный этап
Рефлексия
Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?
Что такое лексика? Что она изучает?
Как определить лексическое значение слова?
Прочитайте тему нашего урока. Поставьте цель на урок. Запишите её, обсудив в группе.
Как называются слова, которые имеют одно значение? Несколько значений? Приведите примеры
На какие 2 группы ещё можно разделить слова? (архаизмы и неологизмы) приведите примеры.
Как появляются слова в языке?
Почему некоторые слова наоборот исчезают?
Посмотрите на первое задание. Работая в группе выпишите только многозначные слова.
Проверка – прочитайте слова, которые вы выписали. Докажите свой выбор (дом, земля, ворота, ключ,погода, золотой) по 1 баллу за каждое слово
Посмотрите на второе задание. Как будем его выполнять? Что надо сделать?
(идивидуальная работа) – проверка по ключу - оценивание по дескрипторам
Рефлексия. Какие ошибки вы допустили, какие рекомендации можно дать для правильного выполнения задания.
Работа в паре.
Проверка по ключу.
Подсчитайте количество баллов за урок. Оцените свою работу.
Кто доволен своим результатом? У кого есть трудности? Что надо для того, чтобы их преодалеть?
Что вы можете сделать дял того, чтобы преодалеть свои трудности?
Источники:
Домашнее задание:
Упр 87, 1 ряд – неологизм, 2 ряд – архаизм, 3 ряд – фразеологизм – толкование и рисунок.
Лист работы учащегося ______________________________________________________
Число 24 СЕНТЯБРЯ
Тема: ___________________________________________________________________
Цель: ________________________________________________________________________
Прочитай слова
Гусь, дом, гимназия, горячий, земля, ворота, ключ, погода, алфавит , золотой
Задание 1. Работа в группе. Выписать только многозначные
______________________________________________________________
Кол-во баллов ______________
Задание 2. Индивидуальная работа.
Критерий В
Дескрипторы
Кол-во
баллов
Подбери антонимы к выделенным словам
Короткий путь - _______________________
Тёплая осень - ______________________
Прилетать зимой - ___________________
Правильно подобрал 1 антоним
1 б.
Правильно подобрал 2 антонима
2 б.
Правильно подобрал 3 антонима
3 б.
2) Подбери синонимы к словам
Вьюга - ___________________________
Перстень - ________________________
Малахитовый - __________________________
Бежать -
Критерий В
Дескрипторы
Кол-во
баллов
Правильно подобрал 1 синоним
1 б.
Правильно подобрал 2 синонима
2 б.
Правильно подобрал 3 синонима
3 б.
Проверил:
Итого баллов:
Задание 3. Работа в паре.
Критерий С
Дескрипторы
Кол-во
баллов
Выпиши фразеологические обороты. Докажите, почему остальные лишние. Подумайте, каким фразеологическим оборотом можно заменить
Гнаться за двумя зайцами, плакать как крокодил, бить баклуши, мозолить глаза, крутить колёса с белкой, считать ворон, витать в облаках, усы намотать.
4-5 оборотов
1 б.
6-7 оборотов
2 б.
8 фраз.обротов
3 б.
Выпиши устаревшие слова
Лодка, трон, качели, матушка, очи, корабль, папирус, тарелка, ходит, шарманка, учитель, лапти
За каждое правильное слово.
Максимально – 6 баллов.
1 балл
Итого баллов:
Мои достижения на уроке:
Задание
Баллы
17 - 18– «5»
14-16 – «4»
8-13 – «3»
7 и < - «2»
1. Работа в группе.
2.Индивидуальная работа.
3. Работа в паре.
Итого:
Мои действия по улучшению своего уровня:
______________________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ