Конспект урока на тему "Употребление причастий в разных стилях речи"

Тема "Употребление причастий в разных стилях речи"

Цель урока: умеют применять на практике пунктуационные и орфографические правила написания причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей.

Оборудование урока

Компьютер, мультимедийный проектор, экран , презентация.

Презентация содержит:

  • тексты заданий и ответы к ним

  • иллюстративный материал.

Ход урока

Сии глагольные имена служат к

сокращению человеческого слова,

заключая в себе имени и глагола силу.

М. В. Ломоносов.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

"Печём пиццу"

  1. Создание групп

Праздничный торт

  1. Проверка д/з.

( У каждого ученика на столе лежит лист оценивания, который он заполняет в течение урока)

- Какой дополнительной информацией о постановке знаков препинания при причастном обороте могли бы вы дополнить свои постеры ?

(на доске ученики рисуют схемы постановки знаков препинания при причастном обороте

П.О.

Х ,/ ---------------- /,

П.О.

/ ---------------- / Х

П.О. Х

, / ---------------- /, личное местоимение

П.О. П.О.

Х,/ -------------- / и / ------------ / ,


  1. Этап подготовки к изучению нового Слайд №1

-Как вы думаете , что это за слова , "озаряющие нашу речь"?

Почему они" озаряющие"?

( Озарить - ярко светить)

- Какова роль причастий в речи по мнению М.В. Ломоносова?

-Какова цель нашего урока ? Тема?

(Цель нашего урока: посмотреть, как причастия употребляются в устной и письменной речи, в разных стилях речи. Насколько они «озаряют» нашу речь, делая её яркой и выразительной.)

-Чтобы причастия «озаряли» нашу речь, нужно их правильно писать и употреблять.

Для этого вспомните, пожалуйста, что такое причастие?

Дайте определение этой части речи.

Сегодня мы с вами будем стараться грамматически и орфографически верно употреблять причастия в речи . Вы поймёте, что роль причастий и в научном, и в художественных стилях речи очень важна.

М.В.Ломоносов о роли причастий в «Российской грамматике» сказал: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов».


  1. Создание проблемной ситуации

Слайд №2 «Что-то не так»

На слайде - предложения с грамматическими ошибками, связанными с употреблениями причастий:(материал - на экране , учащиеся обсуждают в группах , что же не так в этих предложениях)


  • 1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

  • 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.

  • 3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме.

  • 4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их.


  1. Вступительное слово учителя. Слайд № 3

Запись даты и темы урока в тетради.

(Группам раздаются РАБОЧИЕ ЛИСТЫ )



Русский язык в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем остальным школьным предметам. Сегодня на уроке у вас будет особое расписание. А какое, вы узнаете, отгадав по описанию, о каком школьном предмете идёт речь. Вам необходимо заполнить «Расписание уроков». Будьте внимательны!

  1. Словарная работа

  1. Слайд №4 царица наук, книга природы написана на её языке, в ней нет символов для неясных мыслей.

  2. Слайд №5 ничто так не помогает повторять /эту науку/, как извержения вулканов и землетрясения. .

  3. Слайд №6….служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым. Дмитрий Сергеевич Лихачёв .

  4. Слайд №7 Сквозь волшебный прибор
    Левенгука
    На поверхности капли воды
    Обнаружила наша наука
    Удивительной жизни следы…
    Н.Заболоцкий
    .

  5. Слайд №8 - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Марк Туллий Цицерон .

Слайд № 9 В результате словарной работы у учащихся появляется список из пяти слов:

  1. Математика

  2. География

  3. Литература

  4. Биология

  5. История



Проводится необходимая корректировка и орфографическая работа .

  1. Слайд 10. Звенит звонок на первый урок. Математика.

На математике часто употребляются причастия. Ваша задача – сформулировать определение математического понятия. Вспомним, из каких частей состоит определение понятия (видовое понятие= родовое понятие+видовое отличие) Например: Матема́тика— наука о структурах, порядке и отношениях, + исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов



  1. Слайд №11 Развитие речи. Дать определение понятию, используя причастный оборот.

Попытайтесь сформулировать определения следующих математических понятий :

  • Сложение

  • Треугольник

  • Дробь

  • Уравнение

Учащиеся составляют предложения, в которых обязательно должен быть причастный оборот. Через некоторое время зачитываются некоторые определения. Условие: читают только те ребята, кто использовал в определении причастный оборот.

  • Этап проверки:

  • Сложение - математическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел - слагаемых - получают новое - сумму, содержащее столько единиц, сколько было во всех названных числах вместе.


  • Треугольник — это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки.


  • Дробь - число, состоящее из долей единицы, нецелое число


  • Уравнение - это два выражения, соединенные знаком равенства; в эти выражения входят одна или несколько переменных, называемых неизвестными.



На этапе проверки работу можно организовать разными способами:

  1. Учащиеся зачитывают первое определение «СЛОЖЕНИЕ» . Если в их определениях нет логических и грамматических ошибок (а такое бывает редко), то переходим к формулировке следующего понятия.

  2. Как показала практика, учащимся сложно сформулировать определения ДРОБИ, поэтому это предложение записывают все, выделяя причастный оборот.


Звенит звонок. Нас ждёт следующий урок.


VI .Слайд №12 Урок 2 ГЕОГРАФИЯ

  1. Орфографическая и синтаксическая разминка:

Г_ограф_я самая г_роич_ская и самая по_тич_ская из всех наук наука о (З,з)емле и человеке живущ_м на ней.

Проверка, объяснение орфограмм и пунктограмм.

  1. Слайд №13 Конструирование предложения

Составить из слов предложение:

  • География ,наука, путь, романтика, ведение, хозяйство , Земля

  • домашний

  • прошедший, неведомый

  • это , от , до

Задача : постараться составить предложение таким образом, чтобы «найти место» всем словам и чтобы в предложении обязательно был причастный оборот.

Проверка

  • География - это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли.

Кто не сумел справиться с заданием, переписывает предложение со слайда. С теми, кто справился, выясняем значение метафор «романтика неведомого» и «домашнее хозяйство Земли», что подготавливает дальнейшую работу с текстами художественного стиля.

  1. Слайд №14 Работа с эпитетами (развитие речи +словарная работа)

География – наука о Земле, обо всём, что на ней находится и окружает нас. Следующее задание сложное: по эпитетам-причастиям догадаться, о каком природном явлении идёт речь./фронтальная работа/

В результате совместной работы получается следующий результат:

  • Ветер- бешеный, неукротимый, колющий, леденящий, обжигающий, освежающий.

  • Озеро - волнующееся, заснувшее, играющее

  • Ручей - бурлящий, гремящий, дремлющий, студёный, всклокоченный, пересохший

  • Туман- непроницаемый, ползущий.

  • Небо- необъятное, раскалённое, заплаканное, притихшее, окоченевшее.

  • Слайд 15 ПРОВЕРЯЕМ!

  1. Терминологический диктант. "Любимые фразы учителей"

Задание воспринимается учащимися на слух

Трансформируйте фразы учителя так, чтобы в них появились причастия.

Проверка, корректировка задания.

  1. Слайд №16 Урок №3 Литература.

Вступительное слово учителя о Л.Н.Толстом и его главной книге.

  1. Слайд №17 Работа с художественным текстом.

Чтение отрывка из романа «Война и мир»


На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

  1. Кто является главным героем отрывка? (дуб)

  2. Какое время года изображено в отрывке?(весна)

  3. Каким себя ощущает весной дуб? («Старый, сердитый, презрительный урод, с обломанными суками и с обломанной корой»)

  4. Как вы думаете, чьими глазами мы видим этот дуб? (человека)

  5. А что вы можете сказать об этом человеке? (у него что-то случилось)

Исследовательская работа. Морфологический и лексический анализ.

Подсчитайте , сколько в тексте причастий.

В каком значении – прямом или переносном – они употреблены.

  1. Слайд 18 Развитие речи. Создание собственного текста.

Андрей Болконский через несколько дней возвращался той же дорогой к себе в имение. По дороге он что-то искал глазами. Как вы думаете, что пытался увидеть князь Андрей? (дуб). А каким он мог его увидеть, таким же старым, презрительным уродом? (нет). Правильно. Дуб совершенно изменился. Напишите, каким стал дуб.

На этом этапе учащийся волен выбирать, какой текст он создаст: высказывание такого же типа, которое представлено на слайде, или же небольшую миниатюру. Сочинение учащиеся начинают зачитывать по мере написания. Задача учеников сложная: внимательно слушать друг друга, корректировать свои сочинения.

После того, как все желающие прочитали свои миниатюры, учитель зачитывает авторский вариант Л.Н.Толстого. Дети поражены: как же они угадали толстовский замысел.

Звенит звонок. Ждёт другой урок.


VII Слайд №19. Урок №4 Биология.

  • Задания на этом этапе урока направлены на поиск ошибок в предложении с причастным оборотом и на замену придаточного предложения предложением с причастным оборотом.

  1. Отредактировать предложение, изменив место определяемого слова: Биология - комплекс знаний o жизни и совокупность изучающих живое научных дисциплин.


В результате работы делается вывод, что в научном стиле место причастного оборота после определяемого слова.



  1. Слайд №20 В каких предложениях выделенную часть можно заменить причастным оборотом. Найдите такие предложения и запишите, используя причастный оборот.


  • Эхо - неизменный ответ природы на вопросы, которые ей задаём.

  • И стебелёк травы достоин великого мира, в котором он растёт. (Рабиндранат Тагор)

  • Нет вещи, которая могла бы возникнуть и расти одна.

(Тит Лукреций Кар)

  • Радугу, которая держится четверть часа, перестают замечать.( Гёте)


Проверка. Объяснение.

VII Домашнее задание, подведение итогов урока.

Слайд 21

А пятый урок – урок истории вам задаётся на дом. Ваша задача, используя знания, полученные на уроке , придумать и записать предложения, включив в них причастия или причастные обороты.

Слайд 22 Начала предложений:

  • Сталинградская битва …

  • Бородинское сражение…

  • Пётр I

  • Иван Грозный…

Давайте подумаем, в каком стиле речи вы будете писать предложения?

(в художественном или научном)

Если вашей задачей будет дать чёткое определение историческому явлению или исторической личности, вы будете пользоваться схемой «определения понятия», а если ваша задача будет эмоционально описать то или иное историческое событие или историческую личность, то вы обязательно используете в своей работе средства художественной выразительности.


VIII Рефлексия


Упражнение "Плюс-минус-интересно" по таблице Эдварда де Боно

( Ученикам раздаётся теоретический материал ПРАВИЛО В ПАПКУ, собираю ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ)

-Пусть в вашей речи причастия включатся в работу! Пусть причастия «озаряют» вашу речь, освещают вашу речь, делают ее яркой и выразительной.

Список литературы

  • Лакоценина Т.П. Волшебный мир знаний. Издательство «Учитель», 2006.

  • Универсальный словарь по русскому языку. Издательская группа «Весь», 2009.

  • Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я Мир ...: Книга 3: Диалог с художественным текстом: 5-11 классы: Пособие по русскому языку для учителей словесников. -- 2002









ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ _____________________________________

Тема урока ______________________________________________

V - ответил по просьбе учителя ,но ответ не правильный.

W - ответил по просьбе учителя, ответ правильный.

I - ответил по своей инициативе ,но ответ не правильный.

+ - ответил по своей инициативе ,ответ правильный.

O – не ответил

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

ОЦЕНКА за урок _______

"Плюс"

"Минус"

"Интересно"

Всё ,что понравилось на уроке.

Всё ,что не понравилось на уроке, осталось не понятным.

Все любопытные факты,о которых узнали на уроке; что бы ещё хотели узнать ; вопросы к учителю.


























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ