Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение знаний в 7 классе. Анализ текста»
Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение знаний в 7 классе.
Анализ текста»
Дата проведения: 24.05.2014
Тема: «Повторение и обобщение знаний в 7 классе. Анализ текста»
Цель: обобщение систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности и патриотизма на основе чтения и анализ текста.
Задачи:
образовательная: совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, морфемный разбор, синтаксический разбор простого осложнённого предложения, умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля.
развивающая: формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге; обогащение словарного запаса учащихся
воспитательная: формирование чувства патриотизма и гражданственности.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый, рефлексия.
Оборудование для учителя: компьютерная презентация, текст В.Астафьева, методическое пособие.
Этапы урока
Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)
Формирование УУД
Ι.Актуализация знаний
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Диагностика затруднений.
Замена тетрадей. Запись в тетради даты.
Мотивация к началу урока «Притча о дороге знаний»
Познавательные УУД
Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работают в парах.
Коммуникативные УУД:
Работают в группах, выполняя задания
развивают коммуникативные навыки, творческие способности,
учатся оценивать работу групп.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы.
Работа с эпиграфом
Ты вспоминаешь родину такою,
Какой её ты в детстве увидал:
Клочок земли, припавший к трем берёзам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом
Песчаный берег с низким ивняком
К.Симонов
Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
- Какой смысл автор вкладывает в эти слова?
- Что вы вкладываете в понятие «Родина»?
Способность любить родину, ощущать неразрывную связь с ней, беречь ее - великий дар судьбы. Издавна на Руси почитали землю, называя матушкой - кормилицей, берегли её и защищали. Русские поэты и писатели благословляли Родину. Мысли о родной земле наших современников, я уверена, помогут вам в создании собственного высказывания.
Формулировка темы урока.
Какова цель нашего урока и чему мы должны научиться?
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов.
2. Работа с текстом
Прочитайте выразительно текст и выполните задания к нему.
Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину». А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя?
Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжёлую ладонь на детскую голову.
И притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займётся сердчишко в частом растроганном бое. И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою.
А уж, какая она – это Родина, - всё зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят её так же, как я люблю свою диковатую и прекрасную Сибирь, как любит свою работящую пристепную Русь мой друг, негромко, но так проникновенно поющий о ней вот уже более двадцати лет.
(В.П.Астафьев. О моём друге).
3. Задание группам
- Докажите, что это текст.
- К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ.
- Определите тип текста.
- Какова его тема? Выпишите ключевые слова текста.
- Как вы думаете, почему в рассказ о друге вошли рассуждения о любви к земле и к Родине? Каково было намерение автора, когда он создавал этот текст?
- Как вы понимаете смысл выражений «проникновенно поющий», «любить землю», «займётся сердчишко»? Обратитесь к словарю.
- Докажите, что слово земля многозначное. Составьте предложения таким образом, чтобы в них проявились разные значения слова.
- Укажите, в какой форме использованы глаголы. Почему в разных абзацах использованы глаголы в разных формах лица?
- Какие языковые средства использует автор, чтобы чётко и образно выразить свои мысли.
Физкультминутка
4. Творческая мастерская
Используя одно из предложений данного текста как тезис, напишите своё сочинение - рассуждение
ΙΙΙ. Применение знаний
Выполнение заданий в группах
1. Укажите в тексте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
2. Графически объясните орфограммы. Выполните морфемный разбор слов: чувствовать, передаются, перенял.
3. Выполните морфологический разбор слов: (друг) поющий, прекрасную (Сибирь).
ΙV. Домашнее задание
Рабочая тетрадь Комплексный анализ текста
Текст 26 с.85- 87
V. Итоги урока.
Рефлексия
Подошёл к концу наш урок. Вернемся к поставленным нами целям. Реализовали ли мы их?.Каждый из вас пусть проанализирует свою работу на уроке: что удалось, что вызвало затруднения.
Оценивание учителем работы учеников на уроке.
Регулятивные УУД:
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ