Конспект урока для 3 класса «Корень слова. Однокоренные слова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тогучинского района

Горновская начальная общеобразовательная школа Новосибирской области








Конспект урока

по русскому языку

в 3 классе

УМК «Перспектива»


«Корень слова. Однокоренные слова»








подготовила

учитель начальных классов

Сунцова Татьяна Викторовна








Цель: Формировать умение находить однокоренные слова по двум признакам.

Задачи:

  • уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;

  • обогатить словарный запас обучающихся, расширить тематику самостоятельного высказывания;

  • способствовать развитию умения строить собственные высказывания на основе полученных знаний;

  • способствовать развитию умений и навыков грамотного безошибочного письма;

  • воспитывать любовь к родному языку и речевому творчеству, умению сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.


Ход урока


I.Организационный момент.


- Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Пусть этот день сегодня действительно будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Я хочу, чтобы этот урок был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение.


II. Словарная работа.


- На доске записаны буквы. Вставьте гласные так, чтобы получились слова.

В Т Р (ветер)

Д Р В Н (деревня)

М Л Ь Ч К (мальчик)

С Л (село)

- Какие слова увидели?

- Запишите их. Подумайте, что в них общего? (Это существительные, ед.ч.. словарные).

- Сгруппируйте слова так, чтобы одно было лишнее. Назовите признак.

Здесь могут разные варианты ответов. ( Мальчик – одушевленное, кол-во букв больше, чем звуков. Деревня – 3 слога.).


III. Чистописание.

- В слове деревня обратите внимание на буквы согласных звуков. У каких букв есть одинаковые элементы написания? (д, в).

- Запишем разные комбинации сочетания букв.

дрвн нврд врдн и т.п.


IV. Самоопределение к деятельности.


- Из данных словарных слов найдите слова близкие по значению. (Деревня, село).

- Объясните значение этих слов. (Населённый пункт).

- если эти слова близкие по смыслу, значит я предполагаю, что они родственные. Права ли я? (Нет. Разные корни).

- Исходя из этого задания предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель подводит итог высказываниям учащихся.

- Сегодня мы продолжим работу в подборе однокоренных слов и будем упражняться в выделении корня.


V. Работа над темой.


- Что называется корнем?

- Как вы считаете, являются ли слова деревня и дерево родственными? Обоснуйте ответ.

Учащиеся высказывают предположения.

- Прочитаем о происхождении слова деревня и узнаем, правы ли вы.

Данный текст дети читаю на слайде презентации.

«Деревня» – русское по происхождению слово. Первоначально словом «деревня» называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее так стали называть крестьянское поселение.

- В чём оказались правы? (Родство этих слов дальнее).

- В чём ошиблись?

- Как найти в слове корень?

- Выберите одно из этих слов, подберите родственные слова и разберите их по составу. Что должны помнить о написании корня в родственных словах?

Деревня Дерево

Деревенский Деревце

Деревушка Деревянный

Деревенька

Деревенщина

- Объясните значение слова деревенщина. (О грубом, простоватом человеке, жителе деревни).

- Какую пользу приносят деревья?


VI. Физминутка.


VII. Работа по учебнику.

Упр. 147, стр. 95.

- Прочитайте первое предложение. Что означает словосочетание берёзовая роща?

- Прочитайте второе предложение. Объясните, как появляется роса.

- Какое задание нам предлагают?

- Поработайте в парах и обсудите, какие буквы пропущены. Обоснуйте ответ.

При проверке учащиеся объясняют написание слов.

Игра «Зоркий глаз».

- Кто какие орфограммы ещё увидел?

- Запишите по выбору первое или второе предложения, подчеркните орфограммы.

- Для тех учащихся, кто раньше справится с задание, выполнить третье предложение.

- Посмотрите на все три предложения. Есть ли здесь однокоренные слова? (берёза, берёзовую).

- Какой корень у этих слов?

- Какими бы ещё словами вы бы дополнили?

- А берёза это плодовое дерево?

- Поработаем со слоговой таблицей и узнаем, что же нам говорит народная мудрость.


С – 21 – т - 44 107 – 104 – 29 34 п – 22 – 7 – м, а 120 – 22 – 109 – 6

34 107 – 2 – м.


- У кого что получилось?

- Проверьте, правильно ли записано у вас это предложение?

(Смотри дерево по плодам, а человека по делам).

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Вберите слово из пословицы по вашему желанию и подберите однокоренные слова.


Итог:

- Что можно сказать о нашей работе на уроке. Подведём итог.

- О каких словах мы говорили?

- Какие слова называются родственными?

- Добились ли мы поставленной цели?

-Для чего нам нужна была вся эта работа?


Рефлексия.


- Что вам понравилось в вашей работе?

- Вызвало ли у вас затруднение выполнение заданий?

- Сделали ли вы какое-то открытие для себя?

- Сохранили ли вы хорошее настроение?

- У меня тоже осталось чудесное настроение от нашей работы. Всем спасибо!



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ