Конспект урока для 5 класса "Состав слова и словообразование"

Тема урока: «Состав слова и словообразование» 5 класс

Урок: Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

1. Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.

Морфема – это минимальная значимая часть слова.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.

Рис. 1. Морфемы.

2.Корень – это обязательная часть слова.

Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).

Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть;  о-де-ть, раз-де-ть).

3.Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Рис.2. Приставка.

4.Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

Рис. 3. Суффикс.

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо). 

5.Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,

Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.

У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.

Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.

6. Нулевая морфема

Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.

Стола – Р.п.

Стол□ – И.п. или В.п.

Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.

7. План морфемного разбора слова

План морфемного разбора слова:

1. Выделяем окончание и основу слова.

2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.

3. Выделяем приставки и суффиксы.

Образец  морфемного разбора:

Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).

Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).

8. Словообразование

Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Способы словообразования:

Приставочный: делать – переделать

Суффиксальный: синий – синенький

Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник

Усечение: заместитель – зам

Сложение: лес+степь – лесостепь

Сращение: вечнозеленый

Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк

Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая

Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)

9. План словообразовательного разбора слова

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).

3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

5. Указать средство словообразования.

6. Указать способ словообразования.

Образец словообразовательного  разбора:

1. Под-окон-ник – окно

Основа окн-

Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный

2. Мир(о)твор-ец – мир+творить

Основы, от которых образовано слово, - мир- и твор-

Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.

Способ словообразования: сложение и суффиксация

 

10.Домашнее задание

Упражнения №

Задание №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?

Задание №2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор: 

Задание №3. Какое слово неправильно разобрано по составу?

Задание №4. Какое слово неправильно разобрано по составу?

 

  


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ