Урок русского языка по теме "Причастный оборот"

Урок русского языка по теме "Причастный оборот"

Тип урока: урок–исследование нового материала.

Цель урока с позиции ученика:

аргументируют связь причастия с определяемым и зависимым словами при обособлении причастного оборота

Ход урока

I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Просмотр 1 серии мультфильма "Следствие ведут колобки"

- Вы любите детективы? Многие читают их просто запоем. Предлагаю поиграть, чтобы отдохнуть от тяжёлого насыщенного дня. Помните мультфильм «Следствие ведут колобки»? (Если нет, советую посмотреть. Суть в том, что несколько забавных персонажей занимаются расследованием. При этом каждый наделён своим характером, у каждого своя неповторимая речь. Собственно, это и привлекло меня в этом мультфильме.) Вот и мы проведём расследование одного интереснейшего запутанного дела о ...

Слайд2

- Какова цель нашего расследования – изучить причастный оборот. .

- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).

Деление на тройки ( пазлы с умыслом)



II. Актуализация знаний.Слайд 3

(ученики выходят к доске, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)

  • малыш, который улыбается - малыш улыбающийся

  • вулкан, который действует - вулкан действующий

  • костер, который горит - костёр горящий

- Как изменились данные фразы?

- Что такое причастие?

Слайд 4 (также у доски)

Слайд 5

(обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

- Юные детективы! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.32правило).

2. Слайд 6



(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)

3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.

- Уважаемые детективы! К нам обратился клиент с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.

Слайд 7



Запись на доске: (У доски работают по одному ученику из тройки: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).



*В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.

*Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.

- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в ОК.

- Сравним ваши предположения с материалом параграфа 9 на стр. 32-33

Деление на группы по цвету стикера.

-Предлагаю в оперативных группах создать на постерах алгоритм определения причастного оборота и постановки знаков препинания при нём   . Схематически изобразить последовательность действий на листе. Выступающего определяю, наклеив стикер на спинку стула. Главный критерий оценки работы – понятность схемы для ребят из других групп.

Порядок отчёта оперативных групп. После того, как отчёт 1 группы вывешен, вторая и третья оценивают, задают вопросы, если непонятно какое-либо обозначение. Выступающий отвечает на вопросы. При необходимости используется помощь группы.

-Думаю, мы готовы выступить в роли экспертов по данной проблеме.

IV. Закрепление материала. Творческая работа.

1. Работа с карточками.

- Наши открытия, уважаемые детективы, необходимо проверить и закрепить на практике.

А

1. Укажите предложение с причастным оборотом:

а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

2.Укажите предложение с причастным оборотом:

а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
б) Мы решили направиться к протекающей реке.

3. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.



4. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:

а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.
б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.

1

2

3

4

б

а

а

а





Ответы:


В


Составьте:

С данными причастными оборотами 1-2 предложения.

  • «застывший от мороза»;

  • «искрящийся на солнце»;

  • «дующий в лицо».

 

 

или

1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

 



С


Напишите синквейн на тему "Причастный оборот":



( После выполнения работы ученики в парах по уровням проверяют карточки , несколько человек могут зачитать наиболее понравившиеся предложения и синквейны ). Работы обязательно оцениваются.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Сегодняшнее расследование успешно завершено!

- Оцените нашу с вами работу, используя записанные выражения. Продолжите их, используя причастные обороты (на стикерах).

Запись на доске:

Исследования, / …./., были… .

Задания, /…./, показались… .

VI Домашнее задание.

Теория (параграф 9).

Практика :

1. С.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)

* Задание:

  • Всегда ли уместно употребление причастий?

  • Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

  • Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.

2. В.

* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.

1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.

3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.

4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.

5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.

6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.

3. А.

* Выполнить упражнение 60 .Подчеркнуть причастные обороты и выделить их запятыми

VII. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Просмотр презентации "Настроение"





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ