Конспект урока для 5 класса "Падеж имен существительных"

З.Т.Абдраимова, учитель русского языка и литературы школы-гимназии имени Абая г.Сарканд Алматинской области

Тема: "Падеж имен существительных". 5 класс

Цели урока:1.Формирование  первоначального представления о склонении имён существительных. Ознакомление учащихся с названием падежей, падежными вопросами.

научиться определять склонение и падеж имён существительных; Познакомить учащихся с особенностями каждого падежа; 
2.Развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу; 
3.Воспитывать внимательность, трудолюбие, интерес к предмету. 
Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблица «Падежи»; раздаточные карточки красного, синего, зелёного цвета, шарики

Методы и приемы:

словесный: сообщение новой темы, беседа, развитие речи;

наглядный: работа со слайдами;

практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой учащихся. 
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга. Садитесь. 

2.Речевая разминка.

3.Запись числа в тетради. 
- Откройте тетради, запишите число. 

4. Орфографическая разминка
(Минутка чистописания. ) с98 у228 1пр.
.

- безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением;

- правописание имен собственных;

- правописание не с глаголами;

- правописание предлогов.

II. Проверка домашнего задания.

  1. у232 с100

  2. повторить правила с86-100

Дидактическая игра /слайды/

Сейчас я вам предлагаю дидактическую игру «ДА-НЕТ». Я буду читать вам утверждения, а после прочтения каждого утверждения вы либо согласитесь с ним и ответите «ДА», либо не согласитесь и напишете «НЕТ». Затем по ключу мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

баллы

да

да

нет

нет

нет

нет

нет

да


  1. Имена существительные относятся к м., ж. или с.роду.(да)

  2. Имена существительные имеют два числа. (да)

-Как они называются?

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (нет)

-Какая это часть речи?

  1. На конце существительных ж.р. в ед.ч. после шипящих Ь не пишется. (нет)

-Привести примеры на правильный ответ.

  1. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет)

-Привести примеры на правильный ответ.

  1. Нарицательные существительные пишутся с большой буквы. (нет)

-Привести примеры на правильный ответ.

  1. Существительные м.р. имеют окончания –о, -е. (нет)

-Привести примеры на правильный ответ.

  1. Имена существительные изменяются по числам и падежам (да)

III.Постановка цели урока

IV Объяснение нового материала

  1. Прослушивание подготовленных по теме учащихся.

2.У235 с102 «Почему падежи так называются?»

  1. Чтение текста по абзацам.

  2. Вывод: 1.Почему падежи так называются?

- Знакомство с теоретическим материалом с102-104

- Таблица употребления предлогов с падежами.

V Закрепление материала

1. у236

2.у237

3.Выполнение разноуровневых заданий. 
Уровень А (слабый) – зелёные карточки. 
Уровень В (средний) – синие карточки). 
Уровень С (сильный) – красные карточки. 

1.Ребята, у кого на столах лежат зелёные карточки, выходите к доске. 
Просклоняйте эти слова по следующим падежам: 

Р.п. Р.п. Р.п. 
Заяц Д.п. малина Д.п. яблоко Т.п. 
Т.п. П.п. П.п. 

Выполнение задания у доски под руководством учителя. 
- Что поможет вам правильно определить падеж? 
- На какие вопросы отвечают имена сущ.?
2.Ребята, у кого на столах лежат синие карточки, просклоняйте существительное
отдел по падежам. Составьте три-четыре словосочетания глагол + сущ., где существит. стоит в разных падежах. Обозначьте падеж, выделите окончание. 

3.Ребята, у кого на столах лежат красные карточки, просклоняйте имя сущ .Составьте три предложения, употребляя это существит. в разных падежах. Обозначьте падеж, выделите окончание. 

-- Проверка задания. 


4.у240 –чтение учителем;

-беседа по содержанию;

-словарная работа:

Покупка – сатып алу

Покупатель – сатып алушы

Продавец – сатушы

Рассказать – айтып беру

Рассмеяться – к1лу




Объяснить:

  • лексическое значение слов;

  • расставить ударение;

  • перевод

4. Физминутка на снятие мышечного напряжения


5.–с101-105 Развитие речи и этикета.


6.Творческий диктант. Написать слова в нужном падеже.

VI . рефлексия. - Ребята, какую важную и сложную тему мы начали изучать? 
(Склонение имён существительных). 
- Почему знание этого материала так важно при изучении русского языка


-Сколько падежей в русском языке?

-Как определить падеж сущ-ного?

- Изменение имени сущ. по падежам это словообразование или словоизменение? Почему? 

VI1. Домашнее задание.

1.у238 стр.103

2. правило на стр.100,102


VII1.Комментирование оценок











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ