Конспект урока для 8 класса по теме "Различение глаголов первого и второго спряжения"



Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Староминской Краснодарского края







УРОК ПИСЬМА

И РАЗВИТИЯ РЕЧИ



9 класс





Учитель Иващенко Наталья Григорьевна

















2012 год

Тема урока: Различение глаголов I и II спряжения.

Цели: формирование навыков определения спряжения глагола по инфинитиву;

повторение правила проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения;

закрепление правописания мягкого знака в глагольных формах;

формирование орфографической зоркости;

развитие познавательных процессов;

воспитание умения различать положительные и отрицательные качества человека.



Ход урока.

Организационный момент.

«Глагол – самая огнедышащая, самая свежая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка». А. Югов

Постановка проблемного вопроса.

- Почему я произношу «похвальное слово» глаголу?

- Какую роль выполняет глагол в нашей речи?

(Без глаголов не обойтись. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать).

Актуализация знаний.

- Предлагаю вам несколько слов. Прочитайте их.

Мечтать, верить, грустить, жалеть,

- Что у этих глаголов общего? (н. ф.)

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

- На какие две группы можно разделить эти глаголы? (Глаголы первого и второго спряжения).

- Как вы определили тип спряжения? (По неопределенной форме, этот способ является самым надежным).

- Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму? Проверьте по книжке-опоре.

- Какой еще способ существует? (По личному окончанию).

- Как определить спряжение глагола по личному окончанию? Проверьте по книжке-опоре.

- Для чего необходимо определять спряжение глаголов? (Чтобы правильно записывать безударные личные окончания глаголов).

Определение темы и целей урока.

- Учитывая то, что на предыдущих уроках мы подробно говорили о глаголах первого спряжения, отдельно работали с глаголами второго спряжения; учитывая то, что с новым материалом на данном уроке знакомиться не будем, подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?

- Учитывая тему урока, определите цели урока с помощью опорных слов.

Закрепить умения определять спряжение глаголов.

Повторить правило правописания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

- Прочитайте еще раз данные глаголы. (Мечтать, грустить, верить, жалеть). Подумайте, чем еще сходны эти глаголы? (Называют чувства человека, его поступки).

- О чувствах и поступках людей мы также будем говорить на уроке.

Основная часть.

  1. Минута чистописания.

Упражнения для пальцев.

Упражнения в чистописании.

- Что обозначает эта запись?

Письмо по памяти.

Доброе слово железные ворота открыва…т.

- Как понимаете пословицу? Какая буква пропущена? Какие еще правила правописания в данных словах вам знакомы?

- Запишите по памяти. Проверьте.

Орфографическая минутка.

- Что еще умеют делать слова? Прочитайте.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

- Объясните смысл четверостишья. Как можно словом причинить боль, а как утешить?

- Согласно теме урока, подумайте, какие виды заданий мы можем выполнить по данному тексту? (Орфографический разбор, определение спряжения глаголов).

- Сделайте вывод. Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?

Отгадывание кроссворда.

- Я вам предлагаю глаголы неопределенной формы, а вы запишите их в нужной форме, объясняя при этом правописание безударных окончаний глаголов. Разгадав кроссворд, узнаете ключевое слово.

- Посмотрите на кроссворд. В какой форме запишите глаголы? (2 л., ед. ч., наст. в.). Какое местоимение вам поможет?












1










2











3







4











5









6










7










8








9













тосковать изменять обижать

беспокоить уважать волновать

верить слабеть веселить



- Какое правило повторили? (Правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание глаголов второго лица, единственного числа).

- Назовите глаголы первого спряжения? Как определили?

- Назовите глаголы второго спряжения.

Физкультминутка.

- Буду показывать глаголы из кроссворда, если глагол относится к первому спряжению, выполняете упражнение «Черепаха», а если ко второму – «Гусеница».

- Чем сходны глаголы, которые записали в кроссворд? Назовите положительные качества человека, отрицательные. Составьте предложение с одним из глаголов, называющих положительные качества.

Игра «Магнит».

(Ребятам предложены карточки с глаголами в форме третьего лица единственного числа. На доске – изображение сердца).

- Прочитайте слово на карточке, определите спряжение, прикрепите к изображению сердца. Если глагол называет положительное качество человека – к красной половине, если отрицательное – к черной. Но будьте внимательны: в написаниях личных окончаний некоторых глаголов я допустила ошибки. Исправьте их. Докажите, что вы правы.

доверяет ссорится
помогает лукавит
понимает сердится
прощает губит
сопереживает печалится



- Какие окончания имеют глаголы первого спряжения, второго спряжения?

Творческое задание.

- У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой напечатано начало предложения. Предлагаю вам закончить предложения, используя слова, которые мы использовали во время игры.

1. Настоящий друг тот, кто… … … .

2. Отрицательное отношение к себе вызывает человек, который ……… .

3.Достоин уважения человек, который … … … .

4. Человек с плохим настроением … … … .

5. Некрасиво выглядит человек, который … … … .

6. Человек, живущий ради других. … … … .

7. Человек, который не держит на сердце обиду … … … .

8. Я хотел бы иметь друга, который … … … .

- Прочитайте, что у вас получилось. Назовите личные окончания глаголов первого спряжения, второго спряжения.

Работа по учебнику.

Найдите в учебнике упражнение 276 на странице 193.

Закройте закладками задание к упражнению. Прочитайте текст.

- Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?

- Согласно теме урока, подумайте, какое задание можем выполнить по данному тексту?

Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами занимались на этом уроке? Что вспомнили, закрепили? О чем говорили? Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Обведите изображение, которое соответствует вашему настроению на уроке.





Кому было все понятно, кто справлялся уверенно со всеми заданиями, обведите веселую мордашку. Если вы затруднялись, чувствовали себя неуверенно, обведите задумчивую. Ну а ребята, которым было трудно работать, кто чувствовал себя некомфортно, обведите грустную мордашку.





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ