Конспект урока для 3 класса «Понятие об окончании и основе слова»
Технологическая карта урока «Понятие об окончании и основе слова»
Учительница: Адутова В.В..
Учебный предмет
Русский язык
Класс
3
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цели урока
Цель образовательная: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное умение находить окончание и основу в словах и графически их обозначать.
Цель развивающая: развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, выделять главное, делать выводы.
Цель воспитывающая: воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, в паре
Технологии
Технология проблемно-диалогического обучения, технология ИКТ.
Планируемый результат
Предметный
-учебно-языковые: умение находить в словах окончание и основу; составлять предложения из слов в начальной форме;
-речевые умения: умение строить высказывания в научном стиле.
Личностный: оценивать свои достижения, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метапредметный: ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;
-самостоятельно формулировать тему урока;
-осуществлять самоконтроль;
-выделять и осмысливать необходимую информацию,
- строить рассуждения;
-высказывать своё мнение;
-слушать и слышать других;
- договариваться и приходить к общему мнению.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Парная работа
Учебник «Русский язык" Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Технические средства: компьютер
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
I. Оргмомент
– Добрый день, ребята! У нас
урок русского языка.
Проверьте, как организовано ваше
рабочее место, как расположены
учебники и письменные принадлежности.
Почему это важно? Выскажите свои мысли.
Учащиеся
проверяют
готовность к уроку.
Высказывают
предположения
УУД:
– умение мобилизоваться
для работы
II. Актуализация изученного
1.Самостоятельная работа
2.Самопроверка.
На доске слова:
М_сты, сла_кий, в_ехал, с_сна, ги_кий, под_езжать, л_сёнок, гла_кий, с_ест.
- Спишите слова, вставляя нужные буквы.
Кто пойдет к доске?
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
- У кого не было ни одной ошибки, поднимите руки. Молодцы!
-Распределите слова в три группы. По какому признаку распредилили?
Один ученик вставляет буквы, объясняя орфограммы.
-Безударная гласная, парные согласные, разделительный Ъ
Предметные:
– уметь объяснять изученные орфограммы
УУД:
– оценивать результаты
работы (р.);
– слушать и понимать
речь других; уметь
с достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли;
– осуществлять
самоконтроль (р.);
III. Введение в тему урока. Постановка учебной проблемы. Сообщение темы и цели.
IV. Формулирование проблемы.
V. Поиск решения.
На доске заготовка предложения «Мам_ слушает дочк_.
Задание.
- Допишите слова так, чтобы получилось предложение.
У всех получилось одинаково?
Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях.
Мама слушает дочку.
Маму слушает дочка.
– Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился?
– Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова.– А дочка и дочку?
– Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же?– Как называется эта изменяемая часть слова?
– Как вы поняли, что такое изменяемая часть?
-Итак, какова же тема урока? Цель?
– Как обозначается окончание? Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова. Какой вопрос возник?
-Попробуем ответить на этот вопрос.
– Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения?
Ученики составляют первое предложение:
Звучит нежная мелодия вальса.
– Прочитайте слова на второй строчке.
– Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение?– Составьте и запишите предложение.
Она пробуждает в душе светлые чувства.
– Почему же вы изменяли окончания слов?
– Так для чего служит окончание?
4. Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте правило на стр.144– Как вы поняли, что такое основа слова?
– Как думаете, почему эта часть получила такое название?– Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу в словах мама и дочка (в записанных в начале урока предложениях).
– Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144.
– Какие будут предположения?
Разные буквы на конце слов мама и дочка.
Это одно и то же слово.
Изменилась какая-то их часть.
Ученики высказывают предположения.
-То, что у слова меняется.
- Окончание слова.
-Заключается в квадратик.
Какую же роль играет окончание?
-Нет. Слова между собой не связаны.
-Изменить окончания.
-Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.
-Для связи слов в предложении.
-Часть слова без окончания.
-В основе заключён смысл, значение слова.
Предположения детей.
-формулировать
учебную задачу (п.);
-уметь анализировать, делать выводы
Физкультминутка
VI. Развитие умений –применение нового знания.
1. Работа с учебником.
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 176 и упр. 177. Выполняются в паре устно по «шагам» в задании.
– Какую новую информацию вы получили из учебника?
– Что значит – нулевое окончание?
– Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.)
3. Упр. 178 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах.
Ответы детей.
Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.
2. Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках.
Последний, третий вопрос – проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики.
Чтение вывода в рамке учебника на с. 145.
Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
- ориентироваться
в учебнике; воспринимать
и находить необходимую
информацию; анализировать
ее
VII. Итог урока
-Что нового узнали вы на уроке? Какая была проблема?
-Удалось ли нам разрешить проблему?
-Как оцениваете свою работу?
Обобщают, делают, выводы.
Самооценка на «Лестнице успеха»
VIII. Домашнее задание
Выучить определения на стр. 144,145, стр.162 упр. 2
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ