Конспект урока для 5 класса "Правописание форм глаголов повелительного наклонения"
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды»
Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
« Правописание форм глаголов повелительного наклонения»
(ФГОС)
Шилина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Пангоды, 2014
Тема урока: «Правописание форм глаголов повелительного наклонения»
Класс: 5 класс
Тип урока: комбинированный урок
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, М.: Баласс, 2014.
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний образования и написания глаголов повелительного наклонения; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения; совершенствовать умения различать и определять наклонения глагола.
Содействовать развитию орфографической зоркости, памяти и логического мышления.
Способствовать воспитанию аккуратности, внимательности точности, взаимоуважения, интереса к предмету, любознательности.
Задачи:
1. Обучающие: организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний в рамках темы «Наклонение глагола»;
2. Развивающие: создать условия для развития образно-эмоциональной сферы обучающихся, общего кругозора, познавательного интереса, мотивации учения, письменной и речевой культуры, памяти, воображения;
3. Воспитательные: создать условия для формирования чуткого отношения к языковым явлениям, наблюдательности и внимательности.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные УУД: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников и дополнительной литературе.
Коммуникативные УУД: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: место и роль глагола в языке, его основные морфологические свойства, понятие наклонение глагола; значения глаголов в форме повелительного наклонения.
Уметь: определять наклонение глаголов, объяснять их значение; передавать их отношение к действительности, используя разные наклонения глагола.
Личностные: учащиеся научатся различать наклонения глагола по отношению действия к действительности;
Метапредметные: конструировать предложения и небольшие тексты, используя различные наклонения глагола; объяснять языковые явления.
Основные понятия: наклонение глагола; отношение действия к действительности; изъявительное, сослагательное (условное), повелительное наклонение.
Межпредметные связи: наклонение глагола в произведениях русской литературы
Ресурсы:
Основные: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, М.: Баласс, 2014
Дополнительные:
мультимедийный проектор;
ноутбук;
карточки;
мультимедийная презентация к уроку.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, тестовые, решение проблемных
задач.
№
п/п
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.
Организационный момент -2 мин.
Приветствие учащихся:
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Смайлик.
Подготовка класса к работе
2.
Мотивация-1 мин.
Проверка готовности к уроку.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, пишет иль поет.
Может плакать и смеяться,
или забивает гол,
Начинаем удивляться-
Растолкует все … Кто? Глагол
Проверка готовности к уроку.
Морфология, правописание
Глагол
Знать: место и роль глагола в языке
Личностные УУД:положительное отношение к обучению Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, участвовать в диалоге
3.
Актуализация знаний – 3мин.
1. Скажите:
Какую часть речи мы сейчас изучаем?
Что вы знаете о глаголе?
2. Перед вами лежат словари, нужно найти в них определения «Глагол». Зачитайте.
Глагол
Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета
Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без Не не употребляются
Образуются при помощи приставок и суффиксов
Бывают совершенного и несовершенного видов
Могут иметь корни с чередованием букв
Начальная форма называется инфинитив
Знать: морфологические особенности глаголов
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.
4.
Постановка учебной цели урока – 2 мин
Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола. Мы с вами повторим знания о глаголах изъявительного и условного наклонения. Вы научитесь образовывать формы глаголов повелительного наклонения. В этом нам поможет путешествие к звездам. Во время путешествия вам встретятся 3 планеты. На каждой планете нужно выполнить задание и только тогда отправиться в путь к следующей планете.
Знать: значения глаголов
Регулятивные УУД: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему
5.
Систематизация знаний учащихся- 4 мин.
В некотором царстве, в некотором государстве правил могучий король Глагол и было у него 3 сына.
Старший брат сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог!..
- Как звали 1 сына короля Глагола?
Средний брат покомандовать был рад
И повелевать любил ведь он.
Только слышно от него:
То возьми! Подай того!
- Как звали 2 сына короля Глагола?
Меньший брат во все дела совался.
То зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
- Как звали 3 сына короля Глагола?
Однажды Глагол решил посмотреть, как сыновья правят своими государствами. И мы с вами тоже отправимся вместе с королем Глаголом на 1 планету
Глагол условного наклонения
Глагол повелительного наклонения
Глагол изъявительного наклонения
Регулятивные УУД:
учится обнаруживать и формулировать учебную проблему
При подлете к планете нас встречает стражник и предлагает выполнить 1 задание: перед вами словосочетания, нужно найти глаголы и указать наклонение.
Работа в парах.
Гуляем по городу, стоим на остановке, подъезжает автобус, входим в салон, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу.
Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Правильно указали глаголы и наклонение. А теперь скажите на планету какого наклонения мы попали?
Нас встречают жители планеты. Их интересует, что мы знаем о глаголах изъявительного наклонения? Ответы учащихся. Раздаются звездочки за правильный ответ.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.
Изъявительного.
Глаголы изъявительного наклонения обозначают действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем или произойдут в будущем. Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, в настоящем и будущем времени – по лицам и числам, в прошедшем времени – по числам и в единственном числе – по родам.
Вы молодцы, выполнили задание и мы свами отправимся на следующую планету.
Вглядевшись в эту планету, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.
Глагол был встревожен. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Оказывается, жители этой планеты смогут завершить свои дела только при определённых условиях.
Как называется эта планета?
А Жители этой планеты всегда ходят парами. Почему?
Как пишется частица бы с глаголами?
2 задание: Найти в тексте глаголы условного наклонения.
Это глаголы условного наклонения, которые обозначают действия, которые могли бы произойти при каких-либо условиях. В условном наклонении глаголы не имеют форм времени и изменяются по числам, а единственном числе – по родам.
Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу
Индивидуальная работа.
Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!..
Молодцы, вы справились с заданием. Звездочки раздаются.
Пошел бы, не любил б, сразился б,
Победил бы, разбудил бы.
Личностные: научатся различать наклонения глагола
Личностные УУД: положительно относится к учению
6.
Формулирование темы и целей урока – 4 мин.
Чтобы попасть на следующую планету, нужно выполнить 3 задание. Расставьте ударение и определите наклонение глагола. Работа у доски.
Попляшете - попляшите, отыщете – отыщите, напишете - напишите, скажете- скажите, докажете – докажите, ускорите-ускорьте.
Незаметно для себя мы попали на планету. А на какую планету? Скажу вам, что планета эта удивительная. Здесь царит полный порядок. Почему?
Повелительного наклонения
- Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то просит или требует выполнить
Уметь: определять наклонение глаголов, объяснять их значение
Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу Коммуникативные УУД: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы
7.
Физкультминутка - 2 мин.
А сейчас проведем физминутку, вы устали и нужно немного отдохнуть, давайте посмотрим на звездное небо, как оно красиво!
8.
Изучение нового материала- 8 мин.
Отдохнули, а теперь нам нужно узнать как образуются глаголы повелительного наклонения. Работа над правилом образования формы повелительного наклонения.
- Образуются они от основы настоящего или будущего времени при помощи суффикса –и- или без суффикса, во 2 л. Ед. ч + окончание –те образуются глаголы 2 л. мн ч.
Основной орфограммой является написание на конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих мягкого знака. Причем он сохраняется перед ся и те.
Теперь нам нужно определить тему урока.
Тема урока. Образование форм повелительного наклонения глаголов.
9.
Первичное закрепление – 6 мин.
4 задание.
Посмотреть фрагмент мультипликационного фильма и выписать глаголы повелительного наклонения.
Принести, перевернуть, объявите,
Уметь: определять наклонение глаголов, объяснять их значение Метапредметные: конструировать предложения
Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу
10.
Закрепление – 4 мин.
Задание.
от данных глаголов образовать глаголы повелительного наклонения:
Образуйте форму повелительного наклонения ед. и мн. числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.
I вариант IIвариант
Возить быть
Резать бежать
Шить везти
Купить жарить
Читать плакать
Сдать стричь
Самостоятельная работа
Уметь: определять наклонение глаголов
Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу
12.
Рефлексия – 2 мин.
1. Что сегодня на уроке повторили?
Что узнали нового?
Как называется такое отношение глагола к действительности? Какие наклонения имеются?
На каких звездах мы сегодня побывали? Назовите их?
Вам понравилось наше путешествие?
2. Оцените свои знания по теме, при помощи звездочек, которые находятся на ваших партах:
Желтая карточка - на уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»
Зеленый цвет- на уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!
.3. Передайте своё настроение на уроке,
Выберите смайлик своего настроения
Глагол как часть речи, его особенности?
Глагол выражает не просто действие, но и как это действие относится к действительности: реальное, условное (возможное) или побуждаемое действие.
Такое отношение называется наклонение глагола и выделяются изъявительное, условное и повелительное наклонения.
Звезды изъявительного наклонения, условного и повелительного
Выбирают звездочки, прикрепляют их на доску.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Личностные: научатся различать наклонения глагола
Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу Коммуникативные УУД: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы
13.
Домашнее задание – 1 мин.
Упр. 622. Написать мини-сочинение по опорным словам.
Запись в дневниках
Метапредметные: конструировать небольшие тексты
Личностные УУД: положительно относится к учению
14.
Подведение итогов. – 1 мин.
Ребята подсчитывают звездочки, прикрепляют их на доску. Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ