Конспект урока для 3 класса "Правописание гласных И, Ы после Ц"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок русского языка 3 класс, система Л.В. Занкова.
Тип урока: Объяснение нового материала, повторение знаний о составе слова.
Основные формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.
При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (загадки), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).
На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.
На уроке проводилась работа:
по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;
по орфографии;
по разбору слова по составу.
Тема: Правописание гласных И, Ы после Ц
Цели:
Познакомить с орфограммой буквы и-ы после ц;
Научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
Сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
Организовывать совместную деятельность при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах;
Развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
Классифицировать слова; развивать умение работать с орфографическим словарем.
Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для самопроверки, плакат с алгоритмом, конверты, раздаточный материал.
Ход урока:
Орг. момент. Психологический настрой
Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к работе.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
Мобилизующий этап
На доске: Двадцать пятое января.
Классная работа.
Ребята, найдите слово, в котором 8 букв, 6 звуков (двадцать).
Почему звуков меньше? (Ь – звука не обозначает).
Найдите в слове согласный звук, глухой непарный, твердый непарный ([ц])
Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.
Как вы думаете, почему? (может, выучим новую орфограмму с этой буквой)
У вас интересные предположения. Эта буква поможет нам раскрыть очень важный секрет русского языка.
Постановка учебной цели
А сейчас попробуйте отгадать загадки (2 человека будут записывать отгадки на доске), а вы внимательно проверяйте.
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги (циркуль)Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете (цифры)Летом в огороде –
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке
Крепкие, солёные (огурцы)
А теперь давайте проверим (у одного ученика написано цыркуль)
Решили по-разному.
Кто согласен с …? А кто с …?
Как же нам быть? Как разобраться кто прав? Может так, и будем писать дальше – кому как нравится? (надо подумать, найти правило).
Над чем же сегодня поработаем? Какую цель поставим? (разобраться, в каких случаях после Ц будем писать Ы, а в каких И)
«Открытие» нового
Давайте попробуем разобраться? Обратимся к учебнику или подумаем сами? (подумаем сами)
Работа в парах
Одна голова – хорошо, а две лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете искать в парах.
Я вам раздам слова, а вы подумаете каким образом их можно разделить на группы, чтобы сделать важное открытие (раздаю слова).
Слова: Цирк, огурцы, молодцы, цифра, порция, нарцисс, овцы, Птицын, циркуль, птицы, сестрицын.
Проверяем, на какие группы разделили слова?
Почему вы разделили слова таким образом? (ЦИ – с И, ЦЫ – с Ы)
Все так сделали? Молодцы!
На доске:
-
цирк
огурцы
цифра
молодцы
порция
овцы
нарцисс
Птицын
циркуль
птицы
сестрицын
Посмотрите на первый столбик, как вы думаете, какое слово здесь «лишнее»? (порция)
Верно, в русском языке есть слова, которые заканчиваются на – ЦИЯ, и все они пишутся с буквой И. И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть – ЦИЯ.
Разделите мысленно тетрадь на три колонки и запишите эти слова в два первых столбика, а третий столбик пока не трогать.
Давайте выполним их разбор по составу.
Какое же «открытие» нам сегодня удалось сделать?
Давайте выведем схему или алгоритм, которым будем пользоваться, если нам встретятся слова на такую орфограмму. (Если встретится слово на такую орфограмму – надо обратить внимание на то, где находится эта буква. Если в корне или оканчивается на –ЦИЯ, то пишем И, если в окончании или в суффиксе, то пишем Ы).
Вывешиваю плакат:
-
ЦЫ ? ЦИ
...И...
Ы, ЫН
–ЦИЯ
Работа со словами-исключениями
А теперь послушайте еще одну загадку:
Возле строгой мамы-квочки
Скачет маленький сыночек.
Тоненько попискивает,
Червячков отыскивает (цыплёнок)
Как будем писать? (дети говорят, что надо писать И, т.к. мы познакомились с правилом, а один ребенок, говорит, что в книге видел это слово с буквой Ы).
Давайте обратимся к орфографическому словарю и посмотрим, как написано там (дети ищут написание слова в словаре).
Что же произошло? (закон нарушен).
Оказывается, в русском языке есть такие слова, которые не захотели подчиняться общепринятому правилу, и называются они исключениями.
Их очень легко запомнить, если выучить такую фразу: Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «Цыц!»
Запишите слова с ЦЫ в третий столбик.
Закрепление знаний и способов деятельности
Мы познакомились с новым правилом. А теперь у вас будет возможность применить полученные знания. На каждой парте есть волшебный конверт. Пришло время открыть ваши конверты. Откройте и прочтите задание. (Дети читают текст задания).
Дорогие ребята, перед вами лежат слова с пропущенными буквами. Используя знания, полученные на уроке, определите какая буква пропущена. Подумайте, что вам надо сделать прежде всего? И у вас все получится! Желаю удачи!
Слова: Кузнец_, акц_я, скворц_, ц_ркачка, ц_ганка, станц_я, полиц_я, пальц_, коллекц_я, Синиц_н, ц_клоп.
Проверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
Итог урока
Какую новую орфограмму вы узнали? (И – Ы после Ц).
Какие буквы спорят за место в слове?
В существительных на – ЦИЯ
Мы всегда напишем – ИЯ.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву И.
А в концовке – ЦЫН, – ЦЫЙ, – ЦЫ
Пишем только буквы Ы.
Рефлексия
Что было интересно на уроке?
Что было сложно?
Кто хотел бы составить памятку по написанию слов с ЦИ и ЦЫ? Составьте дома, а на следующим уроке мы рассмотрим и выберем самую лучшую.
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
Спасибо за урок! (показываю плакат: «МОЛОДЦИ!» Дети замечают ошибку и исправляют).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ