Конспект урока для 2 класса "Слова, близкие по значению (синонимы)"


Урок русского языка 2 класс.

Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Цель: углубить знания о словах, близких по значению.

Задачи:

- знать значение термина «синонимы»;

- понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

- уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

- знать слова-синонимы речевого этикета;

- использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;

- понимать нежелательность повтора слов речи;

- повторить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».

Ход урока.

  1. Словарная работа, с использованием карточек с набором букв.

  2. Минутка чистописания.

  3. Запись числа в тетради.

  4. Актуализация темы урока (объяснение сопровождается презентацией).

- Создание проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку.

- Чтение сказки.

- Учитель: «Что сказала сорока?».

Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса действительно не было причины, потому что слова «умный» - «толковый», «любезно» - «вежливо» очень близки по значению.

- Объявление темы и целей урока.

  1. Основной этап урока.

  1. Откройте учебники на стр. 26 и найдите упражнение 36. Работа по заданиям к упражнению (устно). Характеристика слов-синонимов по сфере употребления.

  2. Чтение сообщения профессора Самоварова (учебник, стр. 27). Введение термина «синонимы».

  3. Учитель: «Где можно узнать значения слов-синонимов?» (в словаре синонимов).

  4. Работа со словарем синонимов при выполнении упражнения 37. Определение оттенка значения в словах-синонимах. Учитель: «Чем различаются синонимы?» (оттенками значения).

  5. Наблюдение над возможностью замены одного синонима другим (учебник, упражнение 38 выполняется письменно с объяснением орфограммы «Безударные гласные в корне слова»). Один ученик на доске выписывает слова с орфограммой и обозначает ее.

  6. Физкультминутка «Гимнастика для укрепления глазных мышц» (показ презентации).

  7. Подбор синонимов к данным словам (упражнение 124, РТ).

  8. Учитель: «Для чего нужны в нашей речи синонимы?». Чтение высказывания профессора Самоварова (стр. 31, учебник).

Работа по устранению в тексте повторяющихся слов (упражнение 45, учебник) и замене их синонимами из слов для выбора. После исправления недостатков текст вторично прочитывается, озаглавливается, проводится работа с орфограммами в словах «прекрасный», «воздушный», «с шарами».

Учитель: «Стал ли от замены текст лучше?»

Текст записывается учащимися самостоятельно в тетради.

  1. Итога урока.

Учитель:

- «Какие слова называются синонимами?»;

- «Чем могут различаться синонимы?»;

- «Для чего в нашей речи надо использовать синонимы?»;

- «Оцените свою работу на уроке. Если хорошо работали на уроке и было все понятно, то поднимите красный кружок, если нет – зеленый» (на партах лежат кружки красного и зеленого цвета).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ