Конспект урока для 1 класса "Сочетание [й'а]. Буквы Я,я"
Технологическая карта урока
Учитель: , МБОУ СОШ №18, г. Череповец
Класс: 1 «В». Дата: 19.01.2015г.
УМК: Планета знаний
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Сочетание [й'а]. Буквы Я,я.
Место и роль урока в изучаемой теме: 68 урок
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с буквами Я, я, обозначающими на письме сочетание звуков [ й' а].
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся: использовать ранее полученные знаний для проведения звуко-буквенного анализа; находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их сходство и различие; выразительно читать рассказ по ролям.
Личностные: приобретают устойчивый интерес к изучению нового; оценивают трудность предлагаемого задания.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения результата.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – характеризуют сочетание звуков [ й' а], букву Я.
Коммуникативные: выразительно читают диалог по ролям.
Оборудование: сигнальные карточки, букварь, тетрадь на печатной основе.
Характеристика этапов урока.
Этап урока.
Цель данного этапа.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Универсальные учебные действия
I.Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно встали
Глазки на меня подняли
Тихо сели спинки прямо
Все тихонечко вздохнём
И урок мы наш начнём.
Аутотренинг «Психологическая минутка».
- Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и отпустите вниз – сбросьте с себя все плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.
Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.
Личностные: мотивация к изучению нового материала.
Коммуникативные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
II Актуализация знаний
Цель. Вспомнить известные знания.
– Какой у нас сейчас урок?
– Чему мы учимся на литературном чтении?
– Что нужно обязательно знать, чтобы научиться читать?
– Что обозначают буквы?
– На какие 2 группы делятся звуки?
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Посмотрите на доску, что здесь изображено?
– Подчеркните гласные буквы.
– А теперь оцените своего товарища с помощью сигнальной карточки (оценивают).
– Назовите гласные буквы, которые вы подчеркнули
– Что общего у букв Е, Ё, Ю?
– Прочитайте записанные на доске слова: енот, моет, река, едет. В каких словах буква «Е», не обозначает два звука: енот, река, моет, лето, ель
В каких словах буква «Ё», обозначает 2 звука: орёл, ёж, поёт, куёт, свёкла, ёлка.
В каких словах буква «Ю» обозначает два звука: юбка, юла, Люда, пою, Люся.
Литературное чтение
Читать
Буквы
Звуки
Гласные и согласные
(Гласные звуки можно петь. Согласные звуки петь нельзя).
Буквы
Дети подчеркивают гласные буквы.
Взаимопроверка
Е, Ё, Ю
Все они могут обозначать 2 звука, первый из которых [й'].
Река, лето
Ёж, поёт, куёт, ёлка
Юбка, юла, пою
Познавательные: обобщение.
Коммуникативные: ведение учебного диалога.
Регулятивные: прогнозирование, самоконтроль, сличение с эталоном.
III. Речевая разминка
Цель. Подготовка к изучению основного материала.
Работа со скороговоркой.
Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.
– Прочитайте по слогам.
– Прочитайте, выделяя ударные слоги.
– Прочитайте целыми словами.
– Прочитайте шёпотом.
– Прочитайте с нарастанием темпа.
Регулятивные: самоконтроль.
IV. . Постановка учебной задачи
Цель.
Подведение детей к формулированию темы урока.
Составление плана работы.
– Назовите все слова с буквой «Я» в скороговорке.
– Какое из этих слов необычное, особое? Почему?
– Давайте произнесем букву «Я».
– Какие два звука обозначает буква «Я»?
– Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать?
Яхта, моя, я, моря
Я – состоит из одной буквы
[й' а]
Познакомимся со звуками [ й' а] и буквой Я, которая их обозначает, будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, читать слова с новой буквой
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Цель. Познакомить учащихся с сочетанием звуков [й'а]. Буквами Я,я обозначающими эти звуки.
Работа с рисунком.
Какие слова на букву «Я» вы видите в верхней части страницы?
– В каких народных сказках встречается Баба Яга? («Гуси – Лебеди, «Царевна – лягушка»)
– Знаете ли вы, почему эту ворчливую и крикливую старушку называют таким странным именем?
– Оказывается слово, Яга произошло от древнего русского слова ягать, что означает «ругаться», «кричать».
– Почему мы сегодня вынуждены говорить об этой не очень-то доброй и симпатичной старушке?
– Буква «Я» тоже имеет свой секрет
Чтение слов в столбиках.
– Что интересного заметили?
– Прочитайте слова, начинающиеся с большой буквы «Я».
– Что они обозначают?
– Какими звуками различаются слова четвертого столбика?
– Дополните слова пятого столбика.
Анализ звуковой и буквенной схемы слова яма.
– Прочитайте слово яма. Сравните с его звуковой схемой.
– Какой первый слог в этом слове?
– В слоге два звука. Первый слог [й'], второй звук [а]. Какой буквой обозначается этот слог?
Знакомство с буквой «Я».
– На что похожа буква «Я»?
Куча яблок на прилавке…
И заметил я, друзья:
Если б яблоку две ножки,
Сразу б вышла буква «Я».
Физкультминутка
Руку протяните, яблоко сорвите.
Стал веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Работа со стихотворением М. Яснова.
– Посмотрите текст, наблюдаю за его записью. Что вы заметили?
– Совершенно верно. Это диалог: тире перед каждой строкой. Каждое предложение восклицательное. Это стихотворение, так как оно записано в столбик.
– Разыграйте диалог в паре.
– Какая гласная буква встречается в каждом предложение?
Роль буквы «Я»
– Что вы можете сказать о букве «Я»?
Игра «Закончи предложение»
– Закончите предложение словом, которое начинается с буквы «Я»
Мальчик бежал и упал в …
На завтрак у нас были …
Солнце светит очень …
День сегодня был теплым и …
На следующий год мы будем изучать английский
Работа с пословицей
«Языком не торопись, торопись делом».
– С какой буквы начинается пословица?
– Сколько в пословице букв «Я»?
– Как вы понимаете это выражение?
Ящерица, яхта, Баба Яга
Высказывают предположения.
Её имя начинается с буквы «Я», а мы сегодня будем изучать именно эту букву.
Обозначает два звука.
Все слова начинаются с буквы «Я»
Яша, Яна, Яков
Имена
Звуками [н'], [к]
Ясный – взор, день, месяц, звук, ум; яркий – свет, огонь, луч, платок.
Сравнивают
[ й' а]
Буквой «Я»
Высказывают свои предположения
Выполняют соответствующие движения.
Это диалог
Буква «Я»
Буква «Я» обозначает два звука - [ й' а]. Это последняя буква алфавита. Она может быть частью слова, слогом и целым словом.
Яму
Яйца
Ярко
Ясным
Язык
С буквы «Я»
1
Высказывают своё мнение
Познавательные (общеучебные): ориентирование в учебнике, осуществление отбора информации
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Познавательные (логические): наблюдение, умозаключение.
Коммуникативные: вопросно-ответное общение.
Познавательные: сравнение, умозаключение
Осуществляют профилактику утомления
Коммуникативные: работа в паре, умение вести диалог.
Познавательные (логические): анализ, синтез, обобщение.
Познавательные (логические): построение рассуждений.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
VI. Работа в тетради.
Цель: самоконтроль усвоения знаний
Задание 1.
– Какие слова записаны?
– Кого называют ябедой?
– Что обозначает слово Коля?
– Что такое маяк?
Чтение значения из словаря
– Произнесите слово маяк по слогам. Сколько слогов в слове?
– Произнесите слово с ударением. Выделите ударение голосом.
– Какой первый слог в слове маяк?
– Сколько звуков в слоге? (2)
– Назовите первый звук. ([м])
– Дайте характеристику этому звуку
– Назовите второй звук?
– Дайте характеристику этому звуку.
– Назовите 3 звук в слове маяк
– Дайте характеристику этому звуку.
– Назовите четвертый звук в слове маяк
– Дайте характеристику этому звуку.
– Назовите пятый звук в слове маяк
– Дайте характеристику этому звуку
– Посмотрите внимательно на слово и на схему. Сосчитайте сколько букв в слове.
– Сколько звуков в слове?
– Почему звуков больше, чем букв?
– Какой вывод можно сделать?
Ябеда, Коля, маяк
Высказывают своё мнение
Имя
2
Ма
2
[м]
Согласный, звонкий, твёрдый
[а]
Гласный, безударный
[ й']
Согласный, звонкий, мягкий
[ а]
Гласный, ударный.
[ к]
Согласный, глухой, твёрдый.
4
5
Потому что буква «Я» обозначает 2 звука
Буква «Я», после гласной буквы обозначает 2 звука
Регулятивные: контролируют результат своей деятельности.
Личностные: смыслообразование.
Познавательные (общеучебные): использование знаково-символических средств.
Игра на внимание
Я вам буду называть слова с сочетанием звуков [ й' а]. Если вы услышите эти сочетания в начале слова – хлопните в ладоши, если после гласного звука – прикоснитесь руками к плечам.
Якорь, ярус, рая, яхта, заяц, море.
Логические: определяют наличие звука в звучащем слове
Рефлексия
Цель.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.
– С какой буквой познакомились сегодня на уроке?
– Какие звуки обозначает буква «Я»?
– Когда буква «Я» обозначает два звука?
– Хорошо ли вы работали на уроке? Довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.
Кому было интересно и он все понял, покажите зелёный цвет. Кому было интересно, но что-то осталось непонятным, покажите жёлтый цвет. Кому было не совсем интересно и понятно, покажите красный цвет.
С буквой «Я»
[й'а]
В начале слова и после гласного звука.
Контролирует результат своей деятельности.
Понимает причины успеха/неуспеха.
Находит ответы на вопросы, опираясь на свой опыт.
Оценивает свою деятельность на уроке.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи.
Регулятивные: самооценка.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ