Конспект урока для 4 класса "Три склонения имён существительных"
 Ф.И.О. Клятчёнок Наталья Ивановна
Ф.И.О. Клятчёнок Наталья Ивановна
Тема: Три склонения имён существительных.
Класс: 4
Планируемые результаты
(Чёткое определение итогового результа, поддающегося оценки)
Личностные: Осознавать важность изучения русского языка, темп урока.
 
 
Метапредметные:
Регулятивные:
-постановка учебной задачи оценивания качества и уровня усвоения материала;
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, -поиск и выделение необходимой информации;
-анализ объектов с целью выделения их признаков;
-выведение следствий;
Коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
 
 
 
 
 
 
 
Предметные:
-определять принадлежность имён существительных;
-подбирать примеры имён существительных;
-изменять форму имён существительных при составлении предложений;
 
Цель ученика:
Научиться распознавать склонения
Цель учителя:
-способствовать формированию умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи:
-знакомить со склонением имён существительных;
-учить определять принадлежность имён существительных;
-развивать умение подбирать примеры имён существительных;
Проблема:
-почему окончания разные ( на лошади, но на лошадке)
 
Педагогические технологии:
-диалог;
-здоровьесберегающая;
-использование ИКТ
 
 
Структура и содержание занятия
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность учеников
Задания каждого этапа
Используемые методы и приёмы
Формы организации деятельности
 
I этап:
Организационный
Цель:
- выработка внутренней готовности к учебной деятельности
 
 
 
-приветствует учащегося
 
 
 
-приветствует учителя;
-проверяет свою готовность к уроку
 
 
 
 
 
Слово учителя
 
 
 
 
индивидуальная
II этап :
Мотивация урока
Цель: создать мотивацию успеха изучаемой темы;
воспитание любви и уважения к родному языку.
 
 
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете его родной язык!
 
 
 
-умение слушать
 
 
 
 
-слушание
 
 
 
индивидуальная
III этап:
Актуализация знаний
 
Цель:
 
-актуализировать изученные способы действия;
- создание ситуации успеха
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I V этап
Постановка проблемной задачи
 
Цель:
 
-подведение к изучаемой теме,создать проблемную ситуацию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
V этап
Усвоение новых знаний
 
Цель: На основании наблюдения выявить проблему, задеть проблемный вопрос.
 
 
 
 
 
 
 
 
- На уроке снова его величество- имя существительное.
(На доске открывается карточка)
Имя существительное
- Назовите все постоянные и изменяемые признаки.
 
  ?
 
 
 
 
 
Учитель предлагает не открывать учебник, а открыть новые знания
 
-На партах карточки слова-существительные
- Посмотрите на них и скажите, как можно распределить их на три столбика?
 
 
- Вы сказали, что существительное изменяется по падежам. Назовите падежи и вопросы к ним.
- вчера я услышала разговор ребят, они тоже определяли падеж имён существительных в предложении…
(на доска записано:) Нас папа катал на лошади, но не на лошадке.
- Что заметили?
 
 
 
 
-Что удивило?
 
- Почему окончания разные?
 
 
 
-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.
 
 
 
 
 
 
Задание:
- Определить род, изменить по падежам, понаблюдать за окончанием.
 
 
 
 
 
 
- Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в таблице
 
 
Вывод:
- Какие существительные входят в 1,2,3 группу?
 
 
 
-Как называются в русском языке эти группы существительных?
 
Учитель называет адрес букв и слогов, для названий групп существительных.
- Как назовём нашу таблицу?
 
Вывод:
- Что мы нового узнали об именах существительных?
 
-Так на сколько групп мы разбили существительные?
- По каким признакам мы группировали существительные?
 
- С помощью рода и окончания существительных мы можем определить его склонение?
 
-Сравните определение учебника со своими выводами.
 
 
 
 
 
 
Дети перечисляют всё, что знают о постоянных и изменяемых признаках существительного.
 
Видя на доске одну закрытую карточку, дети понимают, что знают о существительном не всё.
 
Дети соглашаются с учителем.
 
 
 
 
 
Работа в парах.
ж.р. м.р ср.р.
река конь солнце
песня заяц поле
 
 
 
 
 
 
Называют падежи,
определяют род, исследуют слова, делают выводы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответ:
-сущ. ж.р. , П.п, одущ., предлог- на, ед.ч.
 
-Почему род, падеж, число одинаковые, а разные окончания?
 
 
 
 
(у каждого ученика лист с существительными с пропущенными окончаниями)
 
 
 
( Один комментирует, остальные вставляют окончания на листах, учитель на доске. Аналогично ещё четыре пары существительных)
 
 
 
Дети предлагают и прикрепляют слова с однотипными окончаниями
 
 
-Существительные I гр. ж.р. и м.р. -а,-я
II гр. ср.р. -о, -е
м.р.-
III гр. ж.р.- ь на конце
 
 
 
 
Дети записывают их порядку
А-1,Б-2,В-3,А-4,Г-2,В-4
С к ло не ни е
 
 
 
 
 
« Склонение имён существительных»
 
 
-В русском языке все существительные делятся на три группы.
 
-Три.
 
- Роду и окончанию
 
 
 
 
 
 
 
-Да
 
 
 
 
 
 
-Д ети читают текст учебника
 
 
 
 
 
 
 
Работа по карточкам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
( карточки со словами)
 
Проверка
(Слайд)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с таблицей
 
Таблица с пустыми столбцами, по ходу исследования заполняется
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слайд
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обращаемся к закрытой карточке
 
 
 
 
 
 
 
словесный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слово учителя
 
 
наглядный
 
 
 
 
 
 
 
 
Проблемный
 
 
 
 
 
 
Слово учителя
 
 
 
 
 
словесный
 
 
 
 
частично - поисковый
 
 
проблемный
 
 
 
 
 
 
поисковый
 
 
 
 
 
 
 
 
 
наглядный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
наглядный
 
 
 
 
 
словесный
 
 
 
 
 
 
 
Игра по таблице Шульте
( разминка для глаз, выработка быстроты взора)
 
 
 
 
Слово учителя
 
 
 
 
 
 
 
беседа
 
 
 
 
 
 
 
 
словесный
 
 
 
 
 
 
Работа с учебником
 
 
 
 
 
 
 
Беседа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Парная
 
 
 
 
 
 
 
 
Фронтальная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
фронтальная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
индивидуальная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
коллективная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
работа в группах
 
 
 
 
коллективная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа в паре
 
 
 
 
 
 
 
фронтально
 
 
 
 
 
 
 
коллективно
 
 
 
 
 
 
 
 
индивидуальный
 
 
 
 
 
 
индивидуальная
 
Физминутка
Игра « Слушай, думай, хлопай!»
Учитель называет слова
 
 
 
 
 
-Скажите, играя в эту игру мы перешли к следующему этапу?
 
 
Уч-ся хлопками обозначают склонения
1скл.-1 хлопок
2скл.-2 хлопка
3скл.- 3 хлопка
 
 
-Да!
 
 
 
Игра
 
 
коллективная
VI этап
Применение нового знания на практике
 
Цель: Найти окончательное решение проблемы на основе наблюдения.
- Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока:
1)-Почему в словах на лошади, но не на лошадке – разные окончания?
 
 
 
-С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-Существительные лошади, лошадки разного склонения
лошадь-3скл,
лошадка-1скл.
 
- Чтобы правильно писать окончания существительных.
 
 
 
 
 
 
 
Диалог
 
 
 
 
 
 
Фронтальная
VII этап
Включение в систему знаний и повторение
Цель: Закрепить полученные знания
Игра « Третье лишнее»
-Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3адание 2-й группы
- Определите склонение следующих существительных:
Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль
-Запишите в три строчки по склонениям.
 
-Весна, река,
стекло- I скл.
 
-скворец, гора, звонок - II скл.
 
-стена, сверло, озеро-II скл.
 
-вьюга, ласточка, рысь-I скл.
 
-дочь, конь, ночь-III скл.
 
 
 
 
Iскл.- слива, вишня, тыква, капуста.
II скл.- яблоко, лимон, помидор, огурец, горох
III скл.- морковь, фасоль
 
 
 
Проверка слайд
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверка
(Слайд)
 
наглядный
 
Работа в группах
VIII этап
Рефлексия
 
Цель:
Оценить свою работу
- Листопадничек предлагает игру
« Засели домики»
(На кленовых листочках, которые лежат у детей на партах, записаны существительные. Их нужно распределить по склонениям)
- Какие существительные относятся 1,2,3 склонению?
Дети выполняют работу
 
По окончании самостоятельной работы, учитель просит поменяться тетрадями для взаимопроверки.
 
 
 
 
наглядный
 
 
 
 
Индивидуальная
взаимопроверка
Итог урока
 
-Удалось ли нам добиться поставленной цели?
 
-Что нового узнали на уроке?
- Сколько типов склонения им. сущ.?
-Как они называются?
 
 
 
 
 
 
 
 
-да
 
 
 
 
 
Уч – ся высказываются по теме заданного вопроса
 
 
 
 
 
 
 
 
диалог
 
 
 
 
 
 
 
коллективная
Домашнее задание
1 уровень – упр, (списать существительные, указать склонение.)
2 уровень – написать 5 сущ.,1 – го скл., 5 – 2 скл., и 5 -3 - скл.,
3 уровень – написать 5 предложений о природе. Определить склонение
 
 
Спасибо за урок!
 
 
Работа с дневником
 
 
 
Дифференциация
 
 
 
 
 
 
 
индивидуальная
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ