Конспект урока для 3 класса "Учимся обозначать звук ы после звука ц"
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Учимся обозначать звук ы после звука ц»
Блок «Правописание»
Класс: 3-а
Форма проведения: групповая, парная, индивидуальная.
Цели урока: формировать умение грамотного, безошибочного, осознанного письма;
развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения.
Задачи урока: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.
Планируемый результат: Уметь находить данную орфограмму в словах. Знать приемы проверки данной орфограммы.
УУД:
- личностные: положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.
-регулятивные: планирование решения учебной задачи, оценивание и корректировка деятельности, принимать и сохранять заданную цель.
- познавательные: нахождение и воспроизведение информации, необходимой для решения учебной задачи; высказывание предположения, обсуждение проблемных вопросов.
- коммуникативные: участие в учебном диалоге, построение монологического высказывания.
Основные понятия: корень, окончание, орфограмма, алгоритм действий.
Средства обучения: учебник «Русский язык» (авторы С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О.Евдокимова., - М.: Вентана-Граф 2012), интерактивная доска, документ-камера, мобильный класс (нетбуки) -игра «Примерчик»
Тетрадь, тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» ч. 1 (урок 50)
Средство оценивания – «Лесенка».
Программа-тренажер для школьников «Примерчик» (Сайт Примерчик. ru) http://www.primerchik.ru/
Этапы урока
Деятельность
Средства обучения
Результат
учителя
ученика
Актуализация знаний
Постановка учебной проблемы. Самоцелеполагание
-Прочитайте слова и скажите, какой звук вы слышите после звука [ц]?
-Какими буквами он записан?
-Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Когда нужно писать букву и после ц, а когда ы?
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
- Что для этого нужно сделать?
Правильно записывать звук [ы] после звука [ц]
Вывести правило и научиться его применять: составить алгоритм действий.
(СЛАЙД 1)
Ставить цель и задачи
Выведение правила
- Что общего у всех слов первого столбика?
- Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в корне слова?
- В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика?
- Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в окончании?
- Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика?
-Теперь вы можете сказать, когда нужно писать букву и после ц, а когда ы?
- Сделайте вывод.
В русском языке есть слова, которые не подчиняются общему правилу. Это слова- исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Запомним их.
Во всех словах звук [ы] обозначен буквой и, и во всех этих словах орфограмма в корне
и
Окончание
ы
ция
Буква ы после [ц] пишется в окончаниях слов. Буква и пишется в корне и в словах на – ция
(СЛАЙД 2)
(СЛАЙД 3)
Познавательные УУД: находить и воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Самодеятельность
Применение правила
- Мы узнали, какую букву нужно писать после [ц].
-Чему теперь нужно научиться? (Применять правило)
- Сейчас вы составите алгоритм применения правила. У меня три конверта. В красном задание самое трудное: вам нужно самостоятельно вывести алгоритм и записать его.
В желтом конверте есть подсказки – начала каждого предложения.
В зеленом записаны все шаги, вам только нужно расставить их в правильном порядке.
Работа в группах сменного состава на трёх уровнях сложности
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Предметный: составлять и обсуждать алгоритм применения правила, применять знания на практике.
Познавательные УУД: находить и воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщать знания; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге.
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества.
Закрепление правила, отработка алгоритма его применения.
Теперь закрепим правило.
Проверка.
- Кто выполнил задание без ошибок?
Выполнение задания письменно в тетради (в парах). Одна пара – у интерактивной доски.
Упражнение 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
(СЛАЙД 4)
Предметный: классифицировать слова с ц в корне, с цы в корне, с окончанием –ы, обсуждать алгоритм применения правила.
Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обобщать знания; высказывать предположения
Самостоятельная работа.
Направляет деятельность. Управляет результатом:
Самостоятельное выполнение задания.
- Проверка с помощью ИД (Прием «Волшебная труба»)
Упражнение 1на с. 33 в тетради «Пишем грамотно»
(СЛАЙД 5)
Предметный: знать правило проверки орфограммы, уметь его применять.
Саморефлексия. Прогностическое оценивание.
-Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока.
-- Как вы считаете, вы поняли это правило? Научились его применять? Нарисуйте желтый смайлик на той ступеньке лестницы, насколько, по-вашему мнению, вы поняли правило и научились его применять.
Правильно записывать звук [ы] после звука [ц], а для этого вывести правило и научиться его применять: составить алгоритм действий.
Инструмент «Лесенка», желтый смайлик
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Регулятивные УУД: оценивать уровень своего знания/незнания.
Проверка знаний. Тест.
- Работа на нетбуках.
-Выставление оценки, полученной в тесте, в сводную таблицу.
Тренажер «Примерчик». Задание: вставить букву и или ы в слова.
Итог.
- Какой секрет русского языка узнали на уроке?
-Кто может сказать, что научился обозначать звук [ы] после [ц]?
- Оцените, на сколько хорошо вы поняли тему.
Выбирать уровень усвоения материала, оценивать, сравнивать внутренний результат с внешним (оценка компьютера)
Приложение 1.
Зеленый конверт.
Определи, в какой части слова орфограмма.
Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным слову-исключению. Если слово не исключение – пиши и, если исключение – пиши – ы. Если звук [ы] безударный, перед записью обязательно проверь его.
Если слово на –ция, обозначь звук [ы] буквой и – акация.
Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.
Жёлтый конверт.
Определи, в какой части слова…..
Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово…..
Если слово не исключение – пиши букву… если исключение…
Если слово на –ция, …..
Если орфограмма в окончании, пиши букву ….
Красный конверт.
1.
2.
3.
4.
Приложение 2.
Упражнение 1. Задание. Распредели слова по столбикам. В первый запиши слова с сочетанием ци в корне, во второй – слова -исключения с цы в корне, в третий – слова с окончанием ы.
Какие слова не попали ни в один столбик?
Циркач, спицы, куницы, цыплёнок, традиция, циклон, цыган, рукавицы, нарцисс, зайцы, концы, цыплячий, цилиндр, цыкать, акация.
Приложение 3
Имя _______________________________________________
Имя _______________________________________________
.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ