Конспект урока для 1 класса "Звуки речи: обобщение"
План конспект урока
УМК «Гармония»
Предмет: Литературное чтение.
Авторы учебника: М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова
Класс: 1
Учитель: Сорокина Ю.С.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений
Тема: «Звуки речи: обобщение»
Основные цели:
- совершенствовать знания о звуках речи;
- учить применять полученные знания на практике;
- развивать умение анализировать и обобщать;
- взаимодействовать с соседом, одноклассниками, доказывать своё мнение и прислушиваться к мнению одноклассников;
- оценивать свою деятельность на уроке.
Оборудование: ручка, фломастер, клей, карточки с заданиями, лист самооценки, эталон - образец для проверки работы, ИКТ.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Используемые технологии: деятельностный метод.
Формы обучения: индивидуальная, работа в группах .
Задачи:
Предметные: анализировать звуковой состав слов; моделировать схемы, соотносить словесную информацию с изобразительной;
Метапредметные:
- планируют свою учебную деятельность под руководством учителя;
- осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
- развивать речь, внимание, мышление, память детей;
Личностные:
- воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, интерес к умственной деятельности;
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Сейчас я покажу вам один из видов речи, если это будет письменная речь - сядут девочки, устная - сядут мальчики. (1 слайд)
-присаживаются девочки
-присаживаются мальчики
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.
-Сегодня мы отправляемся в сказочную страну, чтоб добраться до места, нам понадобиться карта, а карта закрыта на замок с кодом, который нужно прочитать. Посмотрите на доску, что же это за код? (2 слайд)
На доске звуковая схема.
-А вы можете ее прочитать?
- Что мы знаем о звуках речи? Хором давайте её прочитаем!
Это звуковая схема.
Да, сможем!
Звуки речи бывают гласные и согласные, среди гласных звуков выделяют ударные и безударные, а среди согласных твердые и мягкие.
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии
- Чего не хватает? Звуковая схема указана полностью?
- Что еще мы знаем о согласных звуках?
- Давайте её дополним, к доске идет Степа, а остальные оценивают его деятельность, используя знаки «+»и «-».
Дополняет звуковую схему, которая дана на доске. (2 слайд)
Характеристика звуков указана не полностью, нет.
Твердые и мягкие звуки делятся на звонкие и глухие.
4. Построение детьми проекта выхода из затруднения
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Верно, мы будем повторять, обобщать и говорить о звуках
- Дети, вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки? Оцените свои знания по волшебной линеечке! Покажите мне свою оценку!
- По вашим линеечкам я увидела, что уровень ваших знаний находится по - середине, то есть при выполнении заданий вы затрудняетесь!
(Дети высказывают свое мнение)
(Дети оценивают себя и поднимают карточки!)
5. Реализация проекта
- Итак, отправляемся в путешествие, оно поможет вспомнить и закрепить наши знания! Нам нужно собрать три волшебных ключика, которые пригодятся при изучении букв.
-А вот и первое препятствие, посмотрите, у нас на пути лебеди, которые не хотят нас пропускать, просят выполнить задание: составить слоговые схемы к словам.
- Ребята открываем тетради, и выполняем слоговой разбор слова- лебеди, а Алена у доски!
- Из картинки на доске, какие слова мы можем выделить?
-Сколько слогов в слове, докажи, давайте его проскандируем.
-Куда падает ударение?
-Отметим безударные слоги?
Аналогично выполняется разбор слов: корона и река
На доске выполняется слоговой разбор слов: корона, река.
- Первое задание выполнили, убрали тетради в сторону!
Физкультминутка (Видео с мальчиком, который показывает упражнения)
-А вот и ключ! Идем дальше, здесь у нас стена, а на что она похожа?
-Чтобы ее преодолеть, нам нужно поделиться на группы, и выполнить звуковой анализ слов. Каждая группа должна постараться и выполнить задание правильно, иначе мы не найдем следующий ключ.
-Вспомним правила поведения при работе в группах.
-А теперь командиры групп подойдите к столу помощнику, выберите задание для звуковой схемы. Обратите внимание, там есть уже готовые звуки, которые вам нужно поселить в свои домики!
-Итак 1 группа у вас слово- … , 2 группа- … , 3 группа-… , 4 группа- …
(На доске карта, дети ее рассматривают.)
(Открывают тетради, готовятся к работе.)
(Задание у доски выполняется учениками, самостоятельно! )
Лебеди, корона, река.
Ле – бе – ди.
На первый слог.
Бе, ди.
(Учащиеся на местах выполняют слоговую схему.)
Дети выходят на свободное рядом с партой место и выполняют упражнения, для снятия усталости.
Стена похожа на звуковую схему слова.
1. уметь договариваться
2. прислушиваться к командиру.
3. работая с клеем, соблюдайте ТБ.
(Командиры подходят к столу и выбирают задание для группы.)
Учащиеся называют слова из выбранного ими задания: лиса, волк, сова или лоси.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Выкладывайте все из файлов, можете приступать, как только группа выполнит задание, дайте нам об этом знать!
- Время вышло, пожалуйста, капитаны представьте нам работу ваших групп!
-Командир первой команды, остается и защищает свою модель, а остальные, проверяют правильность выполнения задания, пожалуйста!
- Так, теперь сравним работы с эталоном. (3 слайд)
Проводится аналогичная работа с другими словами
-Командир второй команды, защищает свою модель!
-Командир третьей команды, защищает свою модель!
-Командир третьей команды, защищает свою модель!
(Выполняется работа в группах, моделирование слов)
(На доске вывешиваются модели звуковых схем выполненных детьми в группе.)
- Мы разбирали слово лиса, в нем 4 звука. Первый звук «ль» -согл., мяг., зв.; звук «и»- гл, безуд.; звук «с»- согл., тв., глух.; звук «а»-гл., уд.
(Детские работы сравниваются с правильно выполненной звуковой схемой на доске.)
- Мы разбирали слово волк, в нем 4 звука. Первый звук «в» -согл., тв., зв.; звук «о» - гл., уд.; звук «л» - согл., тв., зв.; звук «к» -согл., тв., глух.
- Мы разбирали слово сова, в нем 4 звука. Первый звук «с» - согл., тв., гл.; звук «о» - гл, безуд.; звук «в» - согл., тв., зв.; звук «а» -гл., уд.
- Мы разбирали слово лоси, в нем 4 звука. Первый звук «л» - согл., тв., зв.; звук «о» - гл, уд.; звук «сь» - согл., мяг., гл.; звук «и» -гл., безуд.
6. Включение в систему знаний и повторение
- Итак, что же мы знаем о звуках речи, составим схему сами по памяти, кто у нас самый смелый, кто выйдет к доске? (4 слайд)
- Степа, пожалуйста! Вспоминай все, что тебе известно о звуках речи, ребята, а вы помогайте!
- Вернемся к нашим волшебным линеечкам, как теперь вы себя оцените?
- Вижу, теперь ваши знания по звукам речи немного возросли, и таких ошибок, как ранее вы не допускаете!
(На доске восстанавливается звуковая схема с самого начала.)
Звуки речи бывают, гласные и согласные. Среди гласных звуков выделяют ударные и безударные, а среди согласных твердые и мягкие. В свою очередь, твердые и мягкие звуки делятся на звонкие и глухие.
(Дети оценивают себя по волшебным линеечкам, показывают результат учителю!)
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
- Мы с вами собрали 2 ключика, 1 будет нам помогать делить слова на (слоги)
- Второй, выполнять (звуковую схему)
- Итак, ребята встали, спасибо за работу, урок окончен!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ