Конспект урока "Лексика"


Урок-обобщение по теме «Лексика»

«Путешествие в сказку»



Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексика».


Задачи: 1) повторить основные сведения по лексике (лексическое значение, антонимы,

синонимы);

2) развивать творческое воображение, внимание, коммуникативные умения

учащихся, а также способствовать обогащению словарного запаса, развитию у

детей познавательной активности и положительной мотивации учения;

3) воспитывать внимание к слову, доброжелательность, любовь к народным

традициям, природе.


Оборудование:

дидактический материал, фотоплакат «Сосновый бор», плакат – рисунок Бабы Яги, видеозапись фрагментов сказок А. Роу «Марья-искусница», «Морозко», аудиозапись музыки композитора А.К. Лядова «Баба Яга», И.Николаева «Маленькая

страна».



Ход урока

1. Организационный момент.

(На фоне музыки «Маленькая страна» появляется учитель – громкость убавляется)


2. Сообщение темы, цели урока.


- Мы сегодня должны повторить основные сведения, закрепить наши знания по теме

«Лексика». Но повторение будет не совсем обычным.

Вы любите сказки? Я тоже. Давайте вместе прикоснёмся к таинственному миру сказки.


Просмотр видеозаписи фрагмента фильма-сказки А. Роу «Марья-искусница» (начало сказки).


3. Повторение антонимов.

- Ребята, вы узнали этого героя? Из какой он сказки?

-А какой этот солдат? (добрый) Какими ещё бывают сказочные герои? (злыми)

- Вы сказали «добрый» – «злой». К какой лексической группе мы относим подобные слова? (Антонимы)

-Приведите примеры.

- Замечательно. Вы заслуживаете награды: мы отправимся вслед за солдатом по лесной тропинке в сказочный мир (продолжение просмотра видеозаписи фрагмента фильма- сказки А. Роу «Марья-искусница»).


4. Повторение синонимов.

(Работа с фотоплакатом, дидактическим материалом)

- Наша дорога проходит через лес. Каким мы видим лес, сосны?

Давайте попробуем вместе подобрать к слову «могучие» слова, близкие по значению.


(На доске «могучие» - …

Дети называют слово, записывают на доске)

- Какой части речи все записанные слова? (Прилагательные)

- К какой лексической группе мы относим слова, близкие по лексическому значению? (К синонимам)

-Давайте подведём итог.

Какие слова мы называем антонимами? Синонимами? (Ученики дают полное определение)


5. Распределение слов по их лексическому значению.


1. Подготовка детей к работе на следующем этапе.


- Как таинственно в сказочном лесу, он словно замер в ожидании чуда…


Тихо и чудно в лесу вековом,

Сосны с прямым красноватым стволом

Высятся, точно колонны, рядами.

И в вышине меж густыми ветвями

Синее небо лазурью сквозит.


А меж деревьями кто-то сидит…


Кто показался на метле? (Баба Яга)


- Давайте посмотрим, какой Баба Яга показана в фильме-сказке А. Роу «Морозко».

Обратите внимание на её внешний вид: лицо, одежду, руки…


2. Просмотр фрагмента видеозаписи.


- Как вам наша героиня? Чем запомнилась?

Давайте начнём с внешнего вида: как она выглядит?

А каков у неё характер?

Её проделки?


3. Итог детских высказываний.

Итак, нос крючком, горбатая, руки как палки, растрёпанная, зловредная, хитрая, любит делать пакости. Но, к счастью, не всегда это удается.


4. Самостоятельная работа.

- Давайте из данных слов выпишем те слова, которые по своему лексическому значению можно отнести к внешнему виду Бабы Яги, её характеру в две колонки.


Внешний вид

Характер







5. Физкультминутка – проверка самостоятельной работы.


Если учитель называет слово, которое по своему лексическому значению относится к внешнему виду, – приседаем, а если к характеру героини – хлопаем в ладоши.





6. Образ сказочного персонажа в музыке.


- Образ Бабы Яги пытались воплотить в своих произведениях и композиторы, один из

них – Анатолий Константинович Лядов. Давайте послушаем эпизод из его музыкального произведения, которое так и называется «Баба Яга».


Прослушиваем аудиозапись.


- Какие чувства у вас возникли?

Что вы услышали, увидели, представили? Может быть возникло какое-то желание?


7. Обобщение.


А теперь вместе попробуем воссоздать целостный образ нашей героини, используя в речи слова, которые мы сегодня вспомнили на уроке.


(Ученики рассказывают о персонаже)


МОЛОДЦЫ! А вот и наш солдат. (Просмотр видеозаписи: солдат прощается и зовёт к себе в гости)


8 Итог урока.


9. Домашнее задание: нарисовать Бабу Ягу такой, какой её себе представляете, описать её внешний вид, характер, действия. Вспомнить сказки, в которых встречается этот персонаж.
























Долматова Т.Л.


221-887-087

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ