Конспект урока на тему "Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты"
Методическая тема занятия: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.
Тема занятия, называемая детям: Правильное и чёткое произношение звуков в слогах, словах, в предложениях. Знакомство с инструментами и их применением в повседневной жизни.
Место занятия в образовательной программе логопедической работы:
Программа работы по ФНР подг.гр.
Цель: создание условий для развития звуковой стороны речи, лексико – грамматического строя речи, формирования связной речи. Занятие по автоматизации звуков Л,Ль .
Цель:. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.
Задачи:
Образовательная:
- Безошибочного использования звуков Л, Ль во всех видах речи.
Коррекционные:
- Развития общей, мелкой, артикуляционной моторики.
- Воспитания речевого дыхания.
- Развития фонематического слуха и восприятия.
- Развития связной речи.
- Формирования у детей самоконтроля за речью.
Воспитательная:
- Воспитания уважения к труду, потребности к взаимовыручке.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, компьютер, магнитофон
Предварительная работа:
- постановка звуков Л,Ль
- автоматизация и дифференциация звуков в слогах и словах
- работа по усвоению лексико – грамматических категорий
- формирование и развитие связной речи
- привитие навыков коммуникативного общения
Предполагаемые коррекционно – развивающие результаты:
- использование звуков Л, Ль в связной речи
- итоги работы над развитием памяти при использовании различных анализаторов
- расширение словарного запаса
Этапы проведения занятия
Организационный момент
А)Задачи:
- Ознакомление детей с темой и целями занятия
- Систематизирование работы над пространственными явлениями
- Выделение основных этапов занятия при помощи карточек – символов
Б)Методы положительной мотивации к занятию:
- Введение героя – оживляет работу детей
- карточки – символы облегчают планирование занятия
В)игрушка Клоун, карточки - символы
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития детей
Действия учителя - логопеда
Действия детей
Грамматическая и лексическая тема и термины
Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы
1.Приветствие учителя
2.Работа над пространственными временными понятиями
3.Введение героя
4. Сообщение темы и целей занятия.
5.Составление плана занятия
- Здравствуйте, ребята.
- Назовите сегодняшнее число
- день недели
- время суток
- время – года
- Молодцы!
- Кто назовёт всё полностью?
- К нам на занятие пришёл клоун – чудак. (Приложение №1.) Встречайте бурными аплодисментами!!! А почему чудак, вам расскажет… А вам необходимо внимательно слушать и выяснить какой звук чаще всего встречается в стихотворении?
(Приложение№2)
-Итак, какие звуки услышали? А что клоун делал не так? Давайте поможем ему во всём разобраться.
- Сегодня, ребята, мы продолжаем работать над правильным и чётким произношением звуков в речи. А также познакомимся с некоторыми инструментами необходимыми в повседневной жизни.
- Давайте составим план сегодняшнего занятия при помощи карточек – символов
(Приложение №3)
- Всё верно, начинаем работу.
- А для этого произнесём девиз нашего занятия:
«Я говорю чётко, правильно, красиво!»
- Ребята, которые будут правильно употреблять звуки Л, Ль в речи, в конце занятия получат разукрашки.
(Приложение №4)
Дети приветствуют учителя
Ответы детей
Дети аплодируют
Звуки Л, Ль
Он не правильно работал инст-рументами
-артикуляционная гимнастика
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- новая тема
Дети хором произносят девиз
Терминология пространственно – временных явлений
Введение героя – активизация речевой и мыслительной деятельности
Опора на слуховой анализатор
Целеполагание
Логопедические термины
Опора на зрительный анализатор
Психологический настрой
Цель: повышение мотивации детей
Смстематическая работа приводит к стойкому запоминанию
пространственно – временных понятий
Формирование
фонематического
слуха
Закрепление ранее полученных результатов
А)Задачи
Создать условия для:
- Развития общей, мелкой, артикуляционной моторики.
- Развития речевого дыхания.
Б)Артикуляционная гимнастика в виде «Сказки о весёлом язычке».
- Пальчиковая игра «В саду»
В) Зеркала
1.Артикуляционная гимнастика
2.Анализ акустико – артикуляционного звука
3.Произношение изолированного звука
4.Дыхательная гимнастика
5.Пальчиковая гимнастика
- А сейчас мы покажем сказку о весёлом Язычке, главным героем которой является наш язык
(Приложение№5)
-Давайте выясним, знаете ли вы правильное положение губ, зубов, языка при произношении звуков Л, Ль. Возьмите в руки зеркало:
- губы сближены или удалены?
- зубы сближены или удалены?
- язык горочка или чашечка?
Начинаем полёт,
Песню самолёт поёт
Л-Л-Л-Л
Переходим к дыхательной гимнастике:
Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох – выдох пфф
Вдох – выдох пфф
Со звуками:
Вдох – выдох А
Вдох – выдох АО
Вдох – выдох АОУ
- Поработаем с нашими пальчиками:
Игра «В саду»
(Приложение №6)
Дети выполняют
Дети произносят звук Л
Дети выполняют гимнастику
Дети выполняют
Упражнения в игровой форме вызывают больший интерес, повышают эффективность
Дети запоминают правильное положение, опираясь на зрительные анализаторы
Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание
Мелкая моторика стимулирует работу речевого центра
Верная артикуляционная позиция – даёт чистый изолированный звук
Основная часть
А)Задачи
Создать условия для:
- Стимулирования речевой активности через разнообразие заданий.
- Развития связной речи и памяти.
- Формирования самоконтроля за речью.
- Работы над расширением терминологического словаря.
- Формирования и развития личностных качеств: трудолюбия, ответственного отношения к делу.
Б)Методы и приёмы:
- Стихи об инструментах наизусть – способ самоконтроля за речью, работа над расширением словарного запаса.
- Чистоговорка об инструментах – работа над дикцией, способ самоконтроля за речью, работа над расширением словарного запаса с опорой на зрительный анализатор.
- Работа со словарём – работа в парах формирует навыки коммуникативного общения
- Физкультминутка – восполняет двигательную активность
В)Оборудование: компьютер, магнитофон, толковый словарь, плакаты с чистоговоркой, пословицей
Беседа об инструментах.
2.Физкультминутка
3.Презентация
«Строительные инструменты»
3. Работа со словарём (работа в парах)
4. Разучивание скороговорки
- Чтобы хорошо поработать в саду, необходимы инструменты. Какие?
-Сейчас мы поможем клоуну разобраться, какие инструменты для чего предназначены.
- Ребята нам расскажут стихи
(Приложение№7)
и покажут как работать инструментами: молотком, пилой, ломом, лопатой, метлой, колуном.
- Всем понятно как работать инструментами?
- Что вы заметили общего в названиях этих инструментов?
- Давайте распределимся кто каким инструментом будет работать и под русскую народную плясовую «Барыня» весело «поработаем»
- Давайте посмотрим на экран , какие же строительные инструменты
существуют?
(Прпиложение№8)
- Название одного инструмента вам незнакомо. Этот инструмент называется долото.
- Обратимся к словарю и узнаем значение этого слова.
Долото – это плотничий или слесарный инструмент для выдалбливания.
- Давайте разучим скороговорку про инструменты:
-На столе колун и пила,
Под столом лом и метла.
(Приложение №9)
Лопата, грабли, тяпка, вилы
Дети рассказывают стихи и имитируют действия инструментов
Звуки Л, Ль
Дети весело выполняют движения
Дети находят значение этого слова в словаре
Дети разучивают
Работа над расширением словарного запаса
Музыкальное сопровождение усиливает желание в двигательной активности
Использование ИКТ
Работа над расширением словарного запаса с опорой на источник.
Связь с основной образовательной программой ФГОС
Разучивание чистоговорки с опорой на зрительный анализатор
Учитель – логопед отслеживает правильное употребление звуков Л,Ль в свободной речи
Расширение словарного запаса
Учитель отслеживает
правильное произношение звуков.
Итоговая часть
А) Задачи:
создать условия для:
- развития слуховой и зрительной памяти
- осознания воспитательной задачи о труде
- оценивания результатов самоконтроля над речью
Б) Методы и приёмы:
Беседа о труде (разучивание пословицы)
Рефлексия
В )Оборудование:
Плакат с пословицей «Маленькое дело лучше большого безделья», картинки Язычка
Г) Показатели результативности данного этапа:
Уровень мотивации достаточно высокий – желание получить фотографию Язычка
Уровень включенности ребёнка на занятии – каждый рассказывает стихотворение наизусть, работа в парах, групповая работа над пословицей и чистоговоркой.
Д)Содержание коррекционной работы на последующих занятиях, определение ближайшей зоны коррекционно – развивающей работы:
- продолжить работу над автоматизацией по другим лексическим темам на последующих занятиях
- разучивание стихов, пословиц, поговорок, потешек дома
- консультации для родителей по закреплению правильного произношения звуков Л, Ль в связной речи
1.Беседа о труде
2.Работа над пословицей
3.Подведение итога
4. Рефлексия
- Давайте подведём итог.
- Для чего нам нужны инструменты?
- Для чего человеку необходимо трудиться?
- Кто из вас любит работать?
- Как вы понимаете смысл пословицы:
«Маленькое дело лучше большого безделья»
- Давай те попробуем запомнить .Руки крепко сжали в кулачки и прижали их друг к другу – это маленькое , но дело. А теперь руки в сторону, слегка закруглив – это большое, но - безделье.
- давайте повторим пословицу вместе с движениями.
- Молодцы, ребята. Хорошо поработали. Я за вами наблюдала на протяжении всего занятия. Все ребята старались контролировать свою речь и правильно произносить звуки Л, Ль.
- Язычок, который был вместе с вами на протяжении всех занятий дарит вам свою фотографию
- Какое у вас настроение?
- Что вас удивило?
- Что порадовало?
-Что узнали нового?
- Кому было сегодня легко?
-А кому трудно?
- Кто сегодня доволен собой?
- Кому надо ещё потрудиться?
- На этом наше занятие закончено.
-
- Инструменты нужны для работы.
- Для того, чтобы что – то создавать?
Дети отвечают
Дети выполняют
Дети получают фотографии Язычка.
Разучивание пословицы с опорой на сравнительный образ
Рефлексия: воля, эмоции. Знания
Учитель – логопед следит за речью
Учитель логопед каждому индивидуально даёт рекомендации по дальнейшей работе над автоматизацией звуков в речи
Логопедическое занятие
Тема: «Автоматизация звуков Л, Ль в связной речи.
Строительные инструменты».
Список литературы.
Поваляева М.А. Зрительные опоры в речевом развитии.Ростов. Издательство Рост. Гос. Пед. Ун-та 2001
Поваляева М.А. Речевое дыхание – основа правильной речи.Ростов. Издательство Рост. Гос. Пед. Ун-та 1997
Поваляева М.А. Сказки о весёлом язычке Ростов Феникс 2002, 2003
Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем М.,1995
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ