Конспект урока на тему «Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука»

Конспект урока

Тема: «Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука.»

Цели урока:

  • Формировать представление о различии между звуком и буквой, обозначение мягкости согласного звука гласными е, ё, ю, я.

  • Воспитывать аккуратность при выполнении упражнений.

  • Развивать речевой слух у учащихся.

Оборудование: учебник.

Фотография доски:



Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука.























Ход урока

Этапы

Время

Методы и приемы

Содержание

Орг. момент














,


Мин. Чист.

































Словарная работа

























































Повторение
































3м





























































































3 м









Наглядный метод

-упражнение

-показ написания узора



















- отгадывание
загадки

- составление
фразеологизма



























- работа над лексическим понятием













-слово учителя







- беседа

Для начала проведем минутку чистописания.

А чтобы красиво написать элементы мы разомнем ручки. Физминутка для рук



  1. Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки

Развернем наоборот и похлопаем немножко.



  1. Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.

Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)







Отгадайте загадку и вы узнаете, с каким словарным

слово сегодня познакомимся.

За стеной костяной,

Соловейко, спой! (Язык)

Составьте фразеологизм со словом язык.

Фразеологизм – это устойчивое сочетания слов

  1. Язык хорошо подвешен - уметь хорошо, красиво говорить

  2. Язык сломаешь - очень трудно выговорить.

  3. Язык без костей – о болтливом человеке.

  4. Язык на плече - о ком-либо очень уставшем, утомившемся.

  5. Язык проглотишь - о вкусном.

  6. Язык проглотил? – молчишь.

  7. Держать язык за зубами - молчать, когда это нужно.

  8. Распустить язык – начать говорить лишнее.

-А кто может объяснить, что такое язык?

  1. Язык - это подвижный орган в полости рта, являющийся органом вкуса и участвующий в образовании звуков речи.

  2. Язык ещё имеется в колоколе- это металлический стержень, производящий звон ударами о стенку.

  3. Язык – это система знаков передающих информацию. (Язык дорожных знаков, язык животных)

На Земле насчитывается около 5—6 тысяч языков

-Какие вы знаете языки ? (Больше всего людей говорят

на китайском, испанском, английском, русском,

португальском, арабском и французском языке.)

Запишите это слово и подчеркните букву я.



Помотрите на эти слова: мел, мёл, мял, люк.

Давайте произнесем звуки в каждом слове?

- В слове мел, какие слышим звуки?( [м ,э л])

- А в слове мёл какие звуки? ( [м ,о л])

- В слове мял? ( [м ,а л])

- И в последнем слове? ( [л ,ук])

- Сколько букв в этих словах? (3)

- А сколько звуков? (3)

-Какая роль букв ё, е, я, ю в этих словах? (Буквы ё, е, я, ю обозначают звуки [э ], [о], [а], [у ] и указывают на мягкость предшествующих согласных звуков).



Физминутка.

Работа над новой темой по учебнику

































































































































































































Итог урока





































































1 м



35м









































































































































































































- упражнение



- упражнение

письмен. и уст-е

-беседа по новой теме

















- произнесение

звука





- название темы урока

- задачи урока







































- беседа по правилу











- беседа по упражнению











-самостоятельная работа









































-самостоятельная работа























- беседа по итогу урока

Физминутка.



Откройте учебник на стр. 48

Упражнение 30

Рассмотрите картинки, назовите изображённые предметы. ( ели, ёж, ягоды, юла)

Запишите эти слова в тетрадь и разделите их на слоги?

-Ребята, а как узнать, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- А за доску пойдёт…

Проверяем.

Е-ли (2 слога), ёж (1слог), я-го-ды (3 слога), ю-ла (2 слога)

- Поднимите руку, у кого так же?

-Сколько букв в 1-м слоге каждого слова? (одна)

- Какие это буквы? (ё, е, я, ю)

- Вспомните, чем отличается звук от буквы? (звуки произносятся, буквы пишутся.)

Сегодня мы узнаем ещё об одной роли букв ё, е, я, ю.

- Произнесите слово ели, сколько звуков слышите в первом слоге? (2)

- Какие? (йэ)

- В слове ёж, какие первые звуки? (йо)

- А в слове ягоды, какие первые звуки? (йа)

- В слове юла, какие первые звуки? (йу)

- Кто догадался, какая тема урока?

Наша задача сегодня на уроке выяснить, когда буквы ё, е, я, ю обозначают два звука.

Продолжите высказывание: Буквы е, ё, ю, я, в начале слова обозначают….(2 звука)

- А могут ли эти буквы обозначать два звука в середине слова?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, выполним упражнение 31

Упражнение 31

- Прочитайте слова. В начале или в середине в этих словах буквы ё, е, я, ю? (в середине)

Запишите эти слова с делением на слоги и укажите, какие звуки в них обозначают буквы ё, е, я, ю,

[йа]

Посмотрите на доску как вы будите делать ма-як,



[йу]

Продолжаем. ко-ро-ед, со-юз, по-ёт

[йэ]

[йо]





Обратите внимание и скажите, после каких звуков (гласных или согласных) буквы ё, е, я, ю обозначают два звука? (после гласных)

Прочитайте правило на стр.48 и 49.

- Кто бы хотел прочитать правило?

- Сколько гласных букв? (10)

- А гласных звуков? (6)

- Какие гласные буквы обозначают 2 звука? (е, ё, ю, я)

-Когда они обозначают 2 звука? (В начале слова, после гласных)

Упражнение 32

Прочитайте задание.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

-Кто желает прочитать загадку?

-Что содержит каждое предложение? (сообщение)

-Как называются такие предложения? (повествовательное)

- С какой интонацией такие предложения произносятся? (спокойно)

Запишите загадку и к ней ответ.

- И что же это? (яблоко)

Теперь подчеркните в словах буквы, которые обозначают два звука.

Правильно

Посмотрите на доску, я правильно подчеркнула буквы в словах?

Круглое, румяное,

Круглое, румяное,


Я расту на ветке.

Я расту на ветке.


Любят меня взрослые

Любят меня взрослые


И маленькие детки.

И маленькие детки.


(яблоко)

(яблоко)




- Каким будет соотношение звуков и букв в этих словах? (Звуков будет больше, чем букв т. к. буквы ё, е, я, ю обозначают 2 звука. В начале слова, после гласных)

Упражнение 33

Прочитайте задание.

Прочитайте эти слова.

- Как вы думаете, сколько предложений можно составить из этих слов?

- С какого слово лучше начать первое предложение? (выпал)

- Какое 1-е предложение получилось?(Выпал первый снег)

- Какое 2-е? ( Зоя, Яков и Юля лепят снеговика)

Запишите предложения.

Теперь подчеркните в словах йотированные буквы, где они обозначают 2 звука.

- В какие слова подчеркнули буквы?(Зоя, Яков, Юля)

- Почему в этих словах буквы я, ю имеют 2звука? (Т. к буквы я, ю стоят в начале слова и после гласной буквы)

Упражнение 34

Прочитайте задание.

- Кто желает прочитать стихотворение?

А теперь письменно отвечаем на вопросы и делите слова на слоги во втором предложении. (1 человек за доску)

Бел-ка спря-та-лась в дуп-ло.

Давайте подведем итог нашего урока

Какие задания вам были интересны? Какие задания вызвали затруднения?

Выслушиваются ответы детей.

-Давайте еще раз вспомним, в чем секрет букв е, ё, ю, я.

(эти буквы обозначают два звука)

- Когда буквы ё, е, ю, я обозначают 2 звука? (Стоят в начале слова, после гласных букв.

Приведите примеры.(Лег, печка, мясо, люстра, маяк, каюта, юла, заяц, моё т.д.)

Молодцы! Всем спасибо за старание!

















14


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ