Конспект урока на тему "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте



Цели:

дать понятие о деепричастном обороте;

формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;

способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.


Оборудование:

мультимедийный проектор;

фрагмент песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева;

рабочие листы учащихся.


Ход урока


1. Организационный момент.


Презентация



Вступительное слово учителя.


Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с деепричастием и подготовимся к сочинению: "Твори добро на радость людям:"


Ребята, как вы думаете, почему я решила поговорить с вами о доброте?


Ответы учащихся.


К сожалению, сегодня мы чаще сталкиваемся с равнодушием, безразличием, нежели с сочувствием, милосердием, отзывчивостью. Почему-то мы стесняемся проявить доброе отношение к людям, а ведь без доброты, по мнению В.А.Сухомлинского, невозможна душевная красота. Как вы думаете, когда появляется у человека чувство доброты?


Ответы учащихся.


Знакомство с темой урока и целями изучения деепричастных оборотов


Задание 1: выделите в предложении грамматическую основу.


Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.


Ответ на задание 1 с дополнительным заданием


Объяснение нового материала.


Сколько глаголов-сказуемых в данном предложении?


Дополнительное задание: заменить первый глагол деепричастием и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.


Вспомните, что называется причастным оборотом?


Так что такое деепричастие с зависимыми словами?


Ответ на дополнительное задание.


Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.


Зарождаясь в детстве


Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, расставьте знаки препинания.


Ответ на дополнительное задание.


Вывод: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда обособляются.


Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения


Отдавая тепло сердца,

на душе появляется радость.

мир ответит тем же.

человек обретает душевную красоту.

возникают ростки светлых надежд.



Репродукция картины Шишкина. (физкульт. минутка)



Задание 3: образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (смотри слова для справок).


Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь.


Слова для справок: на свет; сердце ребёнка добротой; в грудь; ближнему; на многое.


Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами


Полученные словосочетания:

появляясь на свет;

наполняя сердце ребёнка добротой;

просачиваясь в грудь; сострадая ближнему;

распространяясь на многое.


Что вы образовали? (Деепричастные обороты).


Примерные предложения:

Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

Что у нас получилось? (Текст)

Какова тема текста?

Какая проблема поднимается в данном тексте?

Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту?

Во всех предложениях текста есть деепричастные обороты. Напомните, пожалуйста, что называется деепричастным оборотом?

Какое действие обозначает деепричастие?

В каких случаях обособляется деепричастный оборот?



Самостоятельная работа


Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие.

призывать к милосердию;

впуская в сердце;

откликнувшийся на беду;

воспитано с детства.


Задание 2: найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному.

Надо любить и ценить в человеке человека.

Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.

Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.

Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.


Задание 3: найдите предложение с деепричастным оборотом, расставьте пропущенные знаки препинания.

Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой.

Творите добро и мир ответит тем же

Изъять милосердие - значить лишить человека нравственности.

Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие.


Задание 4: замените помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания.


Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти.


Ответы по самостоятельной работе.


Итог урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Только ли о деепричастном обороте мы говорили?

Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно?


Вывод: Нужно в самом себе развивать чувство доброты, проявлять бескорыстную заботу о ближних. Иначе, как говорит Даниил Гранин, чувство доброты "слабеет и атрофируется".


Изображение Храма Христа Спасителя и прослушивание песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева.


Дом. задание: мини-сочинение на тему: "Твори добро на радость людям" с использованием деепричастных оборотов.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ