Конспект урока на тему «Дифференциация звуков П-Б»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности V вида

«Дифференциация звуков П-Б»

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Различение звуков П-Б на слух и в произношении в слогах, в словах и в предложениях;

  • Уточнение различий между парными глухими и звонкими согласными;

  • Закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

  • Профилактика буквенных замен;

  • Активизация словаря по теме «Продукты»

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развитие координации речи с движением;

  • Развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

  • Развитие мелкой моторики;

  • Развитие фонематического восприятия;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры, совместного  положительного результата;

  • Формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта;

  • Формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия;


1. Организационный момент.

Здравствуйте, мои дорогие!
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли.
До чего ж вы хороши!

Психологический настрой «Солнышко»

Логопед поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!».


2. Объявление темы занятия.

Логопед: - Дети, вы хотите узнать, кто придет к нам в гости сегодня?

- Отгадайте загадку:

Кто волшебницу узнает?

Над землей она летает.

Чудеса творить умея,

Всем в беде поможет…(Фея).

Логопед: - Давайте раскроем эти волшебные цветы и заглянем внутрь. Дети раскрывают цветы, в которых спрятаны маленькие куклы-феи одна в шляпе, другая с колокольчиком на голове.

Логопед: - Наших маленьких фей зовут Бабочка и Поночка. Дети, вы догадались какие звуки, мы будем слушать сегодня?

Дети: - Звуки Б и П.


3. Акустическая характеристика звуков.

Логопед: -Прежде чем, начнем игру давайте расскажем про звуки П и Б.

Дети дают сравнительную характеристику звуков по схеме.

Логопед: - Проверьте, звук [п] – гласный или согласный.

- Теперь послушайте горлышко (работает или отдыхает) и определите, звук [п] – звонкий или глухой. Дайте полную характеристику звуку [п].

Дети: - Звук [п] согласный, твёрдый и глухой.

Логопед: - Проверьте, звук [б] гласный или согласный. Теперь проверьте, он звонкий или глухой: послушайте горлышко. Сделайте вывод.

- Звук [б] согласный, твёрдый и звонкий.

- Докажите, что звук [б] – звонкий.

Дети: - Звук [б] звонкий, потому что горлышко работает.

- Голос звучит, значит звук [б] звонкий.

Логопед: - Что общего и чем различаются характеристики звуков [б] и [п]?

Дети: - Звуки [б] и [п] – согласные и твёрдые, но звук [п]-глухой, а звук [б]- звонкий.


4.Произношение звуков в слогах. Чтение слоговых рядов. Просодические упражнения.

Логопед: - Наши феи еще не могут разговаривать с нами на нашем языке, но мы можем попробовать поговорить с ними на их языке. Для этого раскройте записки и прочитайте их. Читать будем с разной интонацией: (логопед по ходу выполнения задания, уточняет с какой интонацией нужно прочитать): - Илья, поздоровайся. Ника, обрадуйся и т.д.


БА-ПА-ПА БА-БА-ПА

БО-ПО-БО БО-БО-ПО

ПЫ-ПЫ-БЫ ПЫ-БЫ-ПЫ

ПУ-ПУ-БУ ПУ-БУ-БУ


5. Преобразование слов. (Интерактивная игра)

Логопед: - Дети, вы не забыли, что наши феи это настоящие волшебницы?

Они приготовили для нас волшебную игру «Измени слово». Замените первый звук П на звук Б и вы увидите какое новое слово получилось.

ПАЛКА -БАЛКА ПОЧКА-БОЧКА ПАПОЧКА- БАБОЧКА

ПАШНЯ -БАШНЯ ПИТОН - БЕТОН ПУХ - БУХ


6. Физминутка

Логопед: - Феи предлагают нам немного отдохнуть.

Раз - крылышками вверх махнули,
Носом глубоко вздохнули.
Два - три нагнулись, пол достали,
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух глубоко мы вдыхаем,
При наклонах выдох дружный, 
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики


7. Звуковой анализ и синтез слова ПУМА. Выполняется на интерактивной доске.

Логопед: - Феи в своей сказочной стране дружат с необычными кошками: Бабочка с барсом, а Поночка с пумой, они их очень любят и заботятся о них.

- Сколько слогов в слове пума? А в слове барс?

- Составьте звуковую схему слова ПУМА.

Один ребенок выполняет у интерактивной доски, остальные - за столами с раздаточным материалом.

- Сколько слогов в слове ПУМА? (Два)

- Назовите первый слог (ПУ), второй (МА), выложите столько квадратов, сколько слогов в слове.

- Назовите первый звук П, дайте характеристику (согласный, твердый, глухой), каким цветом обозначаем? (синим кружочком). и т.д

- На какой слог падает ударение? (на первый).

- Сколько всего звуков? Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков?

8. Гимнастика для глаз. На стене расположены геометрические фигуры разного цвета.

Глазки вправо, глазки влево, 
И по кругу проведем. 
Быстро – быстро поморгаем. 
И зажмуримся потом. 
Посмотри на кончик носа. 
И в «межбровье» посмотри. 
Круг, квадрат и треугольник, 
И два раза повтори. 
Глазки закрываем, 
Медленно вдыхаем. 
А на выдохе опять 
Глазки заставляй моргать. 
А сейчас расслабились, 
На места отправились. 


9. Произношение звуков П-Б в предложениях. (Интерактивная игра)


Логопед: - Феи -наши гости. Предлагаю угостить их:


А на чай у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и пампушки,

Пончики, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и шербет,

И пирог с начинкой сладкой,

Курабье есть, и помадка...

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!


- Рассмотрите картинку, скажите где находится угощения, не забывая маленькие слова-помощники (предлоги) и расставьте на нужные столики: слова со звуком П - на стол к Фее Поночке, слова со звуком Б - на стол к Фее Бабочке.

Дети: - Бутерброд лежит на тарелке. Бутербродом угостим Бабочку.


10. Графические работы.


Логопед: - Феи просят украсить их любимые буквы П и Б. Букву П украсим разноцветными помпонами, а букву Б - бантиками.


11. Подведение итогов.


Логопед: - Феи говорят, что устали и хотят отдохнуть, давайте поблагодарим их и скажем: «До, свидания!»

- Ребята, расскажите, что было самым интересным на занятии? Что вам понравилось? Какое задание было сложным? Вы бы хотели, чтобы феи еще раз прилетели к нам в гости? Феи дарят нам сладкие подарки и приглашают на чаепитие.









Схема анализа звуков

C:\Users\Крылепова Татьяна Вл\Desktop\Открытое занятие ГМО\Схема анализа звуков\страница 1.jpg












J:\Схема анализа звуков\страница 2.jpg













J:\Схема анализа звуков\страница 3.jpg

















Задания для интерактивной доски выполнены в программе TRACEBook для интерактивной доски TRACE BOARD. Разрешение файла .tbk. Т.к. сеть http://nsportal.ru/ не предусматривает размещение файлов с разрешением .tbk. В качестве примера прилагаю скриншоты игр.
































































































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ