Конспект урока для 2 класса "Слова с двойными согласными"
Потыльцына Н.М., учитель начальных классов
Предмет: Русский язык.
Класс: 2 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Технологическая карта изучения темы «Слова с двойными согласными»
Тема
Слова с двойными согласными.
Цели деятельности учителя:
- Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных, рассмотреть слова с двойными согласными; учить проводить наблюдение:
над произношением долгого звука («ванна») в русских словах;
над смыслоразличительной ролью двойных согласных («бал» - «балл», «дрожжи» - «дрожи»);
совершенствовать умение записывать текст со словами с двойными согласными.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;
уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме;
уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);
получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока);
адекватно воспринимать оценку учителя;
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).
Познавательные:
научатся строить модели слова (звуковые и буквенные);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;
Коммуникативные:
научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
Предметные УУД:
научатся записывать слова с двойными согласными;
получат возможность осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Основные понятия
Двойные согласные; особенность написания и произношения двойных согласных;
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Репкин «Русский язык
- флипчарт
- слайд-презентация.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая. парная
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
(1 мин)
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- определить содержательные рамки урока: двойные согласные.
Отвечают на вопросы учителя.
-проверяет готовность к уроку
-создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Добрый день! Мы начинаем наш урок. У нас сегодня много гостей, подарим им свои улыбки, улыбнёмся друг другу. Мысленно пожелаем друг другу хорошего настроения, успехов. А я вам пожелаю быть активными, любознательными и хороших результатов в работе на уроке. -А чтобы урок прошел плодотворно и интересно,
что мы обычно делаем на уроке?
замечаем
размышляем
наблюдаем
делаем выводы 1 флипчарт
(дети проговаривают хором)
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке.
II.Актуализация знаний.
(3 мин)
Цели:
-обеспечить в начале урока высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность;
-активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
-объясняют лексическое значение слов.
-записывают в тетрадь число, двойные согласные;
-анализируют сочетания букв.
-выявляют значение пословицы;
-
-уточняет тематические рамки.
Вот доска и парта есть
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас
Это наш просторный…
- А объясните значение слова класс?
-Класс – комната для занятий в школе (1 значение)
-Класс – группа учеников, обучающихся совместно в школе (2 значение)
-А группа – это совокупность людей, объединённых общими интересами.
Слайд 2.
- Запишите в тетради число
Минутка чистописания
1) запишите слово класс, а затем, удвоенные согласные из этого слова;
-вспомним написание строчных букв сс,
- напишите слова группа, затем удв. Согласные ПП
-на доске начала писать пословицу, но не закончила. Помогите мне её дописать.
(Что одному не под силу, то легко…. (коллективу))
-Объясните значение пословицы.
(Пословица говорит о том, что нужно друг другу помогать, поддерживать в трудную минуту).
-Запишите слово Коллектив.
-давать характеристику словам
-делать выбор оснований и критериев для классификации объектов
-выполнять построение логической цепи рассуждений
Личностные:
- расширять познавательный интерес к обучению.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-научиться быть терпимыми к другим мнениям;
-участие в жизненных ситуациях (пословица);
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
III.Постановка учебной задачи.
(6 мин)
Цели:
-выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
-согласовать тему и цель урока.
-с помощью учителя формулируют тему урока и учебные задачи для себя
-выделяют в словах двойные согласные
-записывают слова:
-делают вывод
об орфограмме
-сравнивают свою работу с образцом
-вспоминают ранее изученные орфограммы, проговаривают
-организует диалог с учениками, в ходе которого конкретизируется орфограмма «Двойные согласные в корне слова»
-помогает ученикам озвучить тему урока, постановку учебной задачи
-организует подводящий диалог;
- побуждает к высказыванию своего мнения каждого ученика;
-подводит учащихся к выводу о правописании удвоенных согласных;
-проводит параллель с ранее изученным материалом
- Как вы думаете, что общего в словах:
коллектив, класс и группа?
( двойная согласная, являются именами существительными).
-С каким определением вы ещё не знакомы?
(двойная согласная)
-Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Слова с двойными согласными)
-Тема урока на доске. . (Слайд )
- Как вы думаете, какой это урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?
(Урок «открытия» новых знаний, потому, что это новая для нас орфограмма).
- Сформулируйте учебные задачи, которые будем
решать на уроке: Слайд5
познакомиться с …;
учиться отличать от ……..;
учиться правильно ……...
(Познакомиться с новой орфограммой)
(Учиться отличать слова с этой орфограммой от других)
(Учиться правильно, записывать слова)
- Итак, работаем над первой задачей. Давайте познакомимся с новой орфограммой.
Словарная работа.
Слайд от презентации!!!
Назовите одним словом!
День недели после пятницы – суббота
Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу – хоккей
Результат сложения сумма
Место, где продают билеты – касса
Искусственный водоем – бассейн.
Запишите эти слова в тетрадь, родчеркните эту орфограмму!
-Какую орфограмму вы выделили?
(Двойную согласную)
- - С какими ещё орфограммами мы знакомы?
(Жи – ши; ча – ща, чу – щу;чк – чн; безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная и приводят примеры таких слов). .
- Какие правила правописания корней вы знаете?
-жи – ши – пиши с буквой И.
- ча – ща пиши с буквой А, чу – щу пиши с буквой У;
-чк – чн пишется без мягкого знака.
- О новой орфограмме, нам пока ничего неизвестно, давайте её исследуем.
Эти буквы близнецы
Удалые молодцы!
Проблемная ситуация
-Подумайте, что нам нужно узнать об этих близнецах?
-Какой опознавательный признак у орфограммы?
-- Можно ли подобрать проверочное слово?
- Вот это и предстоит нам сегодня узнать.
-научатся осознавать критерии (общее значение) объединяя слова в группы
-умение находить орфограммы в словах.
-построение логической цепи рассуждений
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке.
Коммуникативные:
-уметь выражать свои мысли в устной и письменной речи с полнотой и точностью;
- слушать и понимать речь других;
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
IV. Поиск решения учебной задачи - открытие нового знания.
(6 мин)
Цель:
-создать условия для знакомства с новой орфограммой «двойной согласной»; .
-планируют свои действия по выполнению задания
-делают выводы;
-выдвигают версии;
-делают записи в тетради
-создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
-настраивает на работу, используя грамматическую сказку о двойных согласных
-знакомит с опознавательными признаками двойных согласных
-Сравните звучание и написание слов в упражнении.
-Алла – Аля, Анна – Аня, Васса – Вася.
-Как произносятся слова с удвоенной согласной?
(Звучат долго).
-Действительно при произношении, мы слышим долгий звук.
Когда – то, эти слова решили, что им нужно вы-делиться, только вот как не знали. Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся хорошо слышать и правильно писать.
- А можно ли подобрать проверку к словам?
-Нет, эти слова нужно запомнить.
-Как ещё можно назвать эти слова?
(Непроверяемые согласные).
- Подведём итог нашего микроисследования.
(Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносится звук долго. Эти слова мы не можем проверить, поэтому их нужно запомнить)
СЛАЙД !!!
йнысогласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносятся долго.
Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группе;
-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других .
- Регулятивные:
-уметь высказывать своё предположение (версию)
- осуществлять самоконтроль;
-работать по предложенному плану.
Познавательные:
- уметь сравнивать , анализировать, делать выводы по предложенному плану.
-уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
V. Первичное закрепление. (12 мин)
Цель:
-зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
- восстанавливают слова
-обсуждают нахождение орфограммы в словах
-анализируют и формулируют выводы наблюдений
-находят общее в правописании удвоенных согласных
-учатся образовывать новую форму слова
-составляют транскрипции
-вспоминают состав слова
-учатся:
- работать в парах
-выполнять задание по плану
-осуществляют взаимопроверку сверяя результат работы с эталоном
-дают самооценку своей работе и работе соседа
(смайлики)
-делают выводы
-выясняют значение слов
-знакомятся с новым понятием «лексическое значение»
-организует закрепление знаний по теме и учит творчески работать
-подводит учеников к выводу, что при образовании новой формы двойные согласные сохраняются
-организует работу в парах, проводит инструктаж
- осуществляет проверку выполнения задания
- Наше исследование продолжается.
Игра «Найди долгий звук».
-Вспомните вторую задачу урока. (Научиться отличать удвоенные согласные от других слов).
-Если вы услышите, в слове удвоенную согласную, то дважды хлопнете в ладоши.
- Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна?
- Кто получит низкий балл,
Тот не придет на школьный бал.
- Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
- Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
-Что помогает различить эти пары слов?
(произношение)
Песня Алфавит!
Что мы повторили?
Работа с учебником! Стр. 98 Прочитайте слова!
Задание_ Запишите слова в алфавитном порядке. Работать булем в парах!
- Вспомните правила, которые нужно соблюдать при работе в парах?
говори спокойно и ясно;
говори только по делу;
говори по очереди;
Регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
-ориентироваться в учебнике.
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
-уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи .
VI.Применение знаний. (13 мин)
Цель:
тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
проводит игру для усвоения нового материала
организует работу в парах, проводит инструктаж
Совершенствуют навык правильного чтения;
совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока и подборе примеров слов.
Регулятивные:
-уметь оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- уметь находить и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи .
Личностные:
-участие в жизненных ситуациях; смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (пословица – проблема злорадства).
VII. Итог урока.
Рефлексия.
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Дают самооценку.
-организует фиксирование нового содержания.
-организует рефлексию.
-организует самооценку учебной деятельности.
- К завершению подходит урок, давайте вспомним тему урока.
-Смогли мы решить те проблемы, которые возникли перед нами? Докажите.
- Как определить, что в этом слове пишется удвоенная согласная?
(в этом слове слышится долгий звук)
- Можно ли проверить написание данных слов?
( Слов с удвоенной согласной в русском языке не так уж много, написания этих слов нужно запомнить)
- Оцените ваш вклад в общую
Домашнее задание.
- Сделайте вывод о том, зачем нужно домашнее задание?
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
-уметь оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:
-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ